Мастерская Джованни Алесси
Джованни Алесси родился в Италии: вся его семья с давних времён жила на берегу озера Орта. Джованни работал мастером по металлу, а в 1921 году он купил участок земли в Крузиналло на севере Италии. Там Джованни и его брат основали Fratelli Alessi Omegna — FAO, мастерскую с литейным цехом.
Это был посудный цех, в котором изготавливали изделия из меди, латуни и мельхиора — или, как его называли, немецкого серебра. Мастерская Alessi выпускала простые бытовые предметы: кофейники, миски, подносы.

На первый взгляд, история не очень перспективная. Основными производителями домашней утвари были Англия и Австрия, и казалось, что Италия может их лишь копировать.
Но наследники Джованни Алесси и одна кофеварка сделали из обычной семейной кузни мировой бренд.
Гейзерная кофеварка пишет историю
Среди многочисленного ассортимента Alessi есть предмет, который изменил процесс приготовления кофе. Это фирменная гейзерная кофеварка.
Всё началось в том же местечке Крузиналло. В 1919 году инженер Альфонсо Биалетти открыл цех по производству изделий из алюминия. А в 1933 году у него появилась идея создания гейзерной кофеварки.
Однажды женщины из ближайшей прачечной принесли в мастерскую синьора Биалетти трубку из котла для кипячения белья на починку. При подогреве мыльная вода поднималась по этой трубке со дна котла вверх и равномерно распределялась по белью. Этот простой принцип физики Биалетти догадался применить к приготовлению кофе.
У Альфонсо Биалетти был немалый опыт: он десять лет проработал во французской алюминиевой индустрии. Алюминий — отличный проводник тепла, и Биалетти использовал его сплав для своей кофеварки. Он создал ситечко с трубкой и разместил её в основании прибора.
Так сложную и громоздкую эспрессо-машину, которую выпускали для кофеен и ресторанов другие компании, заменили недорогой бытовой кофеваркой. А кофе стал доступным для большинства итальянских семей. Биалетти запатентовал первую в мире гейзерную кофеварку и назвал её Moka Express.
Кофеварку назвали в честь портового города Моха или Мокка (Mocha) в Йемене. Этот город был главным рынком кофейных зёрен с 15 по 17 века и родиной сорта кофе вида арабика — мокка.
В 1946 году сын Альфонсо Ренато Биалетти стал руководителем семейной фирмы, а гейзерная кофеварка превратилась в массовый продукт: в год их продавалось более миллиона по всему миру.
В 1996 году гейзерная кофеварка Биалетти вошла в Книгу рекордов Гиннеса: семейная компания Биалетти стала единственной, кто создал кофеварку на 100 чашек! Вообще существуют варианты кофеварок от ½ чашки до 18 чашек. Идеальными считаются кофеварки на 3 и на 6 чашек.
Причём здесь Алесси? Альфонсо Биалетти был сватом Джованни, основателя компании Alessi. Большая итальянская семья высоко ценила родственные связи, поэтому Алесси мог без проблем пользоваться патентом Биалетти.
Так гейзерная кофеварка стала одним из главных продуктов бренда Alessi. Запомним этот факт, к нему ещё вернёмся.
Дизайнерские инновации Карло Алесси
Многое изменилось, когда Карло, сын Джованни Алесси, стал главным дизайнером марки. Он изучал промышленный дизайн в институте индустрий ОМАР и уже с 16 лет работал в семейной компании. После окончания учебы Карло стал главным дизайнером Alessi и активно занялся развитием бренда. Он создавал оригинальные дизайны посуды, среди которых культовые коллекции Ottagonale, Scalini, Cilindrica и Bombé.
Ottagonale — одна из наиболее известных коллекций бренда. Её название переводится как «Восьмиугольный»: эта геометрическая фигура лежит в основе дизайнерского решения Карло. Сахарница, чайники, молочник и поднос — всё выполнено из нержавеющей стали. Стальной блеск идеально сочетается с чёткими лаконичными формами и чёрной фурнитурой.
В середине 30-х годов Карло стал руководителем семейного бизнеса. Он продолжал работать над дизайном изделий до 1950 года, а после полностью сосредоточился на управлении брендом. Именно при нём Alessi начал сотрудничать с дизайнерами со всего мира.
В 1939 году началась Вторая мировая война, и компания, как и многие другие итальянские фирмы, была вынуждена бросить все силы на оружейную промышленность. Поэтому международное сотрудничество с дизайнерами было приостановлено.
Сразу после окончания войны, в 1945 году, к компании присоединился юный Этторе Алесси — младший брат Карло. Этторе было всего 18 лет, когда он начал работать техником в цехе. Он прошёл путь, похожий на карьеру старшего брата: от производства к дизайну и руководящей должности.
Этторе возглавил инженерный отдел и продолжил разрабатывать новые дизайны. Например, при нём были созданы знаменитые корзины и вазы для фруктов из переплетённой стальной проволоки.
При Карло и Этторе произошло техническое обновление: компания перешла с мягких металлов (например, меди) на нержавеющую сталь. Решение оказалось удачным — хром в составе нержавеющей стали защищал изделиия от коррозии. Посуда стала более прочной и устойчивой к перепаду температур и ударам, а внешне — более блестящей, гладкой и элегантной.
Обновленные изделия привлекли внимание баров и ресторанов. С 50-х годов Alessi начала производить профессиональное оборудование для сферы HoReCa (отели, рестораны, кейтеринг).
Альберта Алесси, Сальвадор Дали и утопические цели
Альберто, внук основателя и сын Карло, признавался, что в детстве не любил дедушкину фабрику. «Мне совсем не нравилась фабрика, потому что она была серой, тёмной и скучной. Таким было моё впечатление», — рассказал он New York Times в 2010 году.
Но это были только первые детские ощущения. Юный Альберто, будучи творческой натурой, понял, что фабрика отца и деда — это отличная возможность реализовать свои креативные идеи. У него сложилась своя концепция семейной фабрики, которую он реализовывал с 1970 года.
Альберто поставил перед собой утопическую цель, которую озаглавил «размножение искусства». Это был сколько коммерческий, столько и культурно-просветительский проект. Альберто мечтал, что современные художники и скульпторы, талантливые и знаменитые, разработают для Alessi кухонную утварь. Фабрика же будет нести в массы истинное искусство по низким ценам.
Экспериментальный проект Альберто назывался «Alessi d’après». В рамках этого проекта Alessi сотрудничала с известными художниками-скульпторами. Одним из них стал сам Сальвадор Дали. Alessi выпустил скульптуру «Бесполезный объект» (L'Objet Inutile), созданную по эскизам художника.
Это абстрактная фигура, которая символизирует идею бесполезности в искусстве — предмет, который не имеет практической функции, но обладает концептуальной ценностью.
«Бесполезный объект» в какой-то мере оправдал своё название: это единственная скульптура из проекта «Alessi d’après», которая не была запущена в производство.
Несмотря на усилия Альберто и привлечённых творцов, проект ждала неудача. Мастера не хотели тиражировать своё творчество ради коммерческой выгоды. Потребители не желали покупать утварь очень своеобразного дизайна, далёкого от обычной жизни. Понадобилось три года, чтобы понять — идея нерабочая.
В итоге Карло Алесси, отец Альберто, опытный в бизнесе и дизайне, закрыл проект. Однако Альберто продолжил работу. Он понял, что необычные художественные решения должны быть удобными в быту и понятными простым покупателям.
Большинство семей живёт не во дворцах, а в обычных квартирах. И таким малым пространством нужно распорядиться красиво и с умом. Поэтому следующая затея Альберто обернулась успехом. Под его руководством архитекторы Франко Сарджани и Эйя Хеландер разработали особый сервиз — его создали специально для небольших квартир.
Стальной сервиз модульного типа Programma 8 стал революцией на рынке посуды. Его элементы вкладывались один в другой, как папки. Создатели хотели максимально сэкономить место, поэтому отказались от привычных округлых форм.
Сервиз полностью состоял из квадратных и прямоугольных элементов. На фоне классических сервизов Programma 8 выглядел инновационным и идеально встраивался в небольшие пространства.
Кофеварка 9090 пересекает границу между посудой и искусством
К концу 1970-х увлечённость Альберто эстетикой достигла вершины. Он стал привлекать ещё больше дизайнеров и архитекторов для работы в Alessi.
Среди них были Этторе Соттсасс, Ричард Саппер, Ахилл Кастильони. Они создали знаменитые предметы, соединившие в себе технологичный дизайн и функциональность.
Так, Ричард Саппер, которого называют гением незаметного дизайна, в 1978 году создал гейзерную кофеварку на 6 чашек — кофеварку 9090. Она имеет форму ракеты и рычажный открыватель. С именем кофеварки всё просто: 90 мм — это диаметр её основания. Так что особенного символизма в названии нет.
Ричард (или Рихард) Саппер родился в Мюнхене, а затем переехал в Милан. Он работал дизайнером и преподавателем: проектировал радиоприёмники и телевизоры и читал лекции в университетах Италии.
Дно кофеварки сделано из магнитной стали, поэтому она подходит для всех видов плит — индукционных, газовых и электрических. Благодаря материалу и дизайну её удобно и легко использовать на кухне и можно подавать прямо на стол.
На сегодняшний день продано более 2 миллионов экземпляров кофеварки 9090. Это первый предмет Alessi, который вошёл в постоянную коллекцию дизайна Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке.
А теперь вспомним ту самую гейзерную кофеварку Биалетти. Альберто Алесси связывал создание кофеварки 9090 с семейной историей: «Я считаю это данью уважения моему деду, то есть отцу моей матери, мистеру Альфонсо Биалетти. Он был изобретателем, дизайнером и производителем первой итальянской кофеварки, очень популярной недорогой итальянской кофеварки для приготовления эспрессо из литого алюминия».
В одном из интервью Альберто Алесси сравнил методы работы Alessi с работой художника: «Наш метод ближе к пути Пабло Пикассо. Представьте себе 1920-е, Пикассо просыпается прекрасным солнечным утром в деревне на Лазурном берегу и чувствует сильное желание, нужду рисовать. Он приступает. Но Пабло не спрашивает себя: «Для какой целевой аудитории я рисую новую картину?». Он использует совсем другой подход, начинает от самого себя, как создатель, использует чувственность и интуитивность людей, чтобы затронуть их сердца. Я не говорю, что мы талантливы как Пикассо. Нисколько. Мы простые и скромные посредники. Но все наши дизайнеры работают как маленькие Пикассо, они начинают процесс создания продуктов с интуиции, а не с исследований рынка».
Появление посуды от архитекторов
В конце 70-х – начале 80-х годов начался новый этап развития Alessi. Альберто Алесси считал, что именно архитекторы видят пространство целиком и могут подсказать необычные художественные идеи.
Так бренд стал сотрудничать со всемирно известным архитектором и теоретиком дизайна Алессандро Мендини, который позже привлёк к работе своих коллег.
Они организовали исследовательский проект Tea & Coffee Piazza (Чайная и кофейная площадь). В рамках этого проекта 11 известных архитекторов,включая Майкла Грейвса, Альдо Росси и Роберта Вентури, искали новый дизайнерский язык для предметов быта. Они буквально создавали «микроархитектуру» стола, превращая поднос в площадь, а расположенные на нём предметы, вроде чайника или сахарницы — в здания.
Важным итогом «Посудной площади» стали открытия двух дизайнеров: Альдо Росси и Майкла Грейвса. До сотрудничества с Alessi они никогда не занимались дизайном посуды.
Альдо Росси придумал тот самый конический чайник Alessi, ставший культовым объектом в мире промышленного дизайна. Его лаконичная геометрия и чистые линии отражают архитектурные принципы Росси. Благодаря широкому основанию и конической форме чайник нагревается быстрее большинства аналогов. За сочетание эстетики и практичности его полюбили во всем мире. Позже в том же дизайне были выпущены и кофеварки.
Майкл Грейвс разработал чайник «9093» с птичкой на носике, которая посвистывает, когда закипает вода. В производство чайник был запущен в 1985 году — и до сих пор это один из самых узнаваемых продуктов Alessi.
Сам Алессандро Мендини тоже разрабатывал продукцию для Alessi. Он признавался, что не умеет готовить, но это не помешало ему создать сковородку Tegamino.
Мендини в деталях изучил историю приготовления яиц со времён Средневековья и Возрождения, эпохи барокко, ар-нуво и вплоть до современности. Он учёл сплавы металлов, толщину посуды, размеры, расстояние до пламени и все рецепты.
Сковородка Tegamino для Alessi сделана из нержавеющей стали, у неё большие и удобные изогнутые ручки, которые по форме напоминают разбитое яйцо на сковородке. Сковородка настолько хороша, что Мендини предлагал есть завтрак прямо из неё, не перекладывая в тарелку.
Эффект Филиппа Старка
Одна из самых знаменитых коллабораций Alessi — это сотрудничество с Филиппом Старком, всемирно известным дизайнером.
В 1990 году Альберто Алесси получил необычное послание: ему прислали салфетку со следами кетчупа, на которой карандашом был нарисован эскиз. Отправителем был Филипп Старк, с которым бренд Alessi на тот момент уже сотрудничал. На эскизе была изображена трансформация обычного кальмара в некий объект. Этот объект и стал легендарной соковыжималкой.
Почему кальмар? Кальмар — классика средиземноморской кухни. Его принято есть, выжав ломтик лимона. Старк заказал кальмаров на ужин в ресторане прибрежного городка Италии. Пока Старк ждал, когда ему принесут забытый официантом лимон, ему пришла идея использовать природные формы для кухонной утвари. Так появилась соковыжималка Juicy Salif.
Некоторые признаются, что соковыжималка Филиппа Старка — непрактична и неудобна. Сок не попадает в стакан, а разбрызгивается вокруг. Фильтра у соковыжималки нет, поэтому мякоть с косточками тоже будет повсюду. После работы соковыжималку нужно вымыть вручную и тщательно вытереть, иначе останутся разводы. Другие же, напротив, говорят, если к ней приспособиться, то другой пользоваться уже не сможешь.
Этот предмет стал культовым и также вошёл в коллекцию Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Причина — непохожесть соковыжималки на другие предметы быта. В этом и заключается эффект Старка — переосмысливать бытовые вещи и делать их иконами дизайна.
Соковыжималка-кальмар послужила источником вдохновения: она стала прототипом космического корабля в фильме «Люди в чёрном-2».
Alessi нового времени
Сегодня с Alessi работает около 200 независимых дизайнеров. Ассортимент бренда варьируется от пашотниц и штопоров до открывалок для грецких орехов и солонок.
Alessi продолжает экспериментировать с уже известными формами. Мир бренда иногда напоминает игрушечный магазин, из которого, как в детстве, хочется унести все игрушки.
Год назад культовые штопоры с именами Анна Г. и Алессандро М., разработанные Алессандро Мендини, отметили юбилей. В честь этого бренд предложил новые креативные интерпретации уже известного продукта.
Фульвия Мендини, дочь Алессандро, оформила стилистическое решение в виде узора из дубовых листьев в оттенках зелёного и розового: «Я представляла Анну и Алессандро сказочными персонажами, живущими в заколдованном лесу из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».


Эксперименты Alessi за последние 10 лет развивались между двумя точками зрения. Алессандро Мендини определил эти два полюса как «этичный» и «радикальный». «Этичный» — это простота и строгий дизайн. «Радикальный», напротив, — это поиск новаторских выразительных и декоративных форм.
Такое деление, конечно, условно, но оно позволяет понять сложность и концепцию дизайнов нового века Alessi.