Мануфактуры

Английская посуда Spode: от семейной мастерской до мирового бренда

Эта история началась в 1770 году, когда талантливый англичанин открыл собственную фабрику и дал имя целому бренду фарфора. Spode существует уже более 250 лет и до сих пор остаётся эталоном изящества, вкуса и респектабельности.
Содержание

Семья Споуд

Джозайя Споуд-старший, основатель компании, родился в бедной семье в городе Сток. В 6 лет он потерял отца, семье было сложно выживать, поэтому в юном возрасте Джозайю отдали в обучение гончару — так как его родное графство Стаффордшир было центром гончарной промышленности Англии.

Джозайя Споуд-старший
Джозайя Споуд-старший

Гончарные мастерские в Стаффордшире охватывали шесть городов, среди которых был и Сток, позже названный Сток-он-Трент. В начале 17 века Стаффордшир стал средоточием керамических и гончарных мастерских, потому что в окрестностях графства было много глины. Гончары обнаружили, что если в местную красноватую глину добавить нагретый порошок кремня, то получится красивый белый или кремовый состав.

Кремень и кремний — не одно и то же. Кремний — это химический элемент. Кремень — минерал, очень твёрдый камень. Гончары Стаффордшира работали именно с ним.

Для Споуда работа подмастерьем гончара была хорошей возможностью получать стабильный заработок. Его учителем стал Томас Уилдон, один из самых уважаемых и известных английских мастеров керамики. Джозайя Споуд проработал в мастерской учителя 10 лет и ушел только в 1759 году — после того, как партнером Уилдона стал Джозайя Веджвуд.

Джозайя Веджвуд — не просто гончар. Он основатель бренда Wedgwood и «королевский поставщик» посуды. Среди заказчиков Wedgwood была русская императрица Екатерина II. Созданный для неё сервиз до сих пор хранится в Эрмитаже. А ещё Джозайя Веджвуд — дед Чарльза Дарвина!

Споуд открыл свою маленькую гончарную мастерскую и начал работать самостоятельно. В 1770 году он взял в кредит 500 фунтов, чтобы открыть собственную фабрику. А в 1776 году купил старые мастерские в Сток-он-Тренте — это и стало началом бренда Spode.

Здание фабрики Spode
Здание фабрики Spode

Споуд-старший знал о популярности китайского бело-синего фарфора в Европе и решил выпускать посуду в похожей цветовой гамме, но в бóльших масштабах и по доступной цене.

Для расширения производства он внедрил трафаретную технологию бело-голубой печати. Это позволило выпускать посуду с ярким детальным рисунком. А главное — весь процесс стал дешевле и быстрее.

Разберемся, из чего состоит трафаретная технология, которую использовал Споуд на примере тарелки.

Тарелку обжигают, она становится твердой, но всё ещё очень хрупкой.
На медную пластину наносят гравировку нужного рисунка и покрывают пигментом. Пластину прикладывают к бумаге, и на ней остается одноцветный отпечаток рисунка. Затем этот отпечаток переносят на тарелку с помощью ручного пресса — плотно прижимая бумагу к фарфору. После бумагу аккуратно удаляют. И только потом тарелку покрывают слоем глазури.

Трафаретная технология Споуда
Процесс переноса изображения с металлической пластины на бумагу

Рисунок держится на тарелке дольше, ведь краски защищены слоем глазури. Этот метод называют подглазурной печатью.

В 1796 году, незадолго до смерти, Споуд-старший подарил миру ещё одну инновацию. При производстве фарфора он изменил соотношение каолина (белой глины) и измельчённых коровьих костей. Экспериментальным путём Споуд вывел формулу, в которой костяная мука была основным ингредиентом — так получился полупрозрачный и при этом прочный фарфор. Он стал называться костяным (BONE CHINA).

Архивная коллекция марки Spode
Клеймо Bone China на посуде не означает, что изделие произведено в Китае. Оно указывает на изысканный костяной фарфор.

Старший сын Споуда и его полный тёзка, Джозайя Споуд-младший, продолжил дело отца, унаследовав фабрику в 1797 году. К тому времени сорокалетний Джозайя Второй, как иногда его называют, уже трудился гончаром и продавцом. Именно он открыл первый магазин фарфора Spode в Лондоне и управлял столичным складом продукции.

Он был не только художником, но и бизнесменом — ещё более амбициозным, чем его отец.

Первый магазин фарфора Spode
Первый магазин фарфора Spode

Spode стал первым поставщиком фарфора для английского королевского двора. В 1821 году бренд обслуживал торжества по случаю коронации Георга IV. Уже в XX веке бренд Spode стал поставщиком посуды короля Георга V, затем королевы Марии и королевы Елизаветы II.

Джозайя Споуд-младший сделал бренд Spode известным и за пределами родной Англии. Например, в 1906 году компания получила заказ от Николая II на производство набора тарелок.

Тарелка Spode, созданная для короля Георга V, 1937 год
Тарелка, созданная для короля Георга V, 1937 год

Легендарные коллекции, пейзажи и символы

Джозайя Споуд-младший прекрасно чувствовал тренды своего времени. Его знатные и богатые современники много путешествовали по Европе. Споуд понял: пора возвращаться от азиатского дизайна к европейскому.

Он решил создать рисунок на фарфоре, который сочетал бы оба стиля — восточный и западный. Так в 1816 году появилась коллекция Blue Italian («Голубая Италия»). Именно она стала одним из самых узнаваемых дизайнов английского фарфора.

Коллекция Blue Italian (Голубая Италия)

Споуд-младший не забыл об инновациях своего отца и доработал состав фарфора, немного увеличив процент костной муки. Посуда получалась не только красивой, но и очень прочной, и это привлекало покупателей. Коллекцию делали из костяного фарфора до 70-х годов 20 века. Сейчас Blue Italian производят из фаянса.

Дизайн Blue Italian живёт до сих пор, трансформируясь на протяжении веков. Например, в 1818 году его дополняла красная кайма. В 1833 году он выпускался в зелёном и коричневом, а затем и в чёрном цвете.

Как Споуду удалось соединить Восток и Запад? Очень органично: пейзаж с руинами Древнего Рима предстаёт в обрамлении растительного орнамента в азиатском стиле.

Рисунок с древними развалинами — это пейзаж, которого на самом деле не существует. В то время на посуду наносили копии популярных гравюр. Но оригинальная гравюра с пейзажем коллекции Blue Italian не сохранилась. Некоторые исследователи считают, что дизайн создали по мотивам рисунка конца 18 века, в котором объединились виды нескольких пригородов Италии. Получается, что дизайн Blue Italian совместил разные уголки страны.

Не менее знамениты другие коллекции Spode: The Blue Tower («Башня») и The Blue Willow («Ива»). Дизайн The Blue Tower очень напоминает рисунок на посуде Blue Italian: на обоих изображениях видны деревья, арки, руины, небольшой водоём. Но разница есть — прежде всего в композиции. Попробуйте найти 10 отличий.

The Blue Willow схематичностью напоминает восточную живопись. Орнамент появился примерно в 1780-х годах. Над ним работали несколько гравёров, создававших пейзажные сцены в азиатском стиле. Среди гравёров был Томас Минтон, который и стал автором дизайна The Blue Willow.

Обратите внимание на пару ласточек вверху: у сюжета рисунка The Blue Willow есть своя легенда.

Коллекция The Blue Willow от Spode
Коллекция The Blue Willow от Spode

Давным-давно китайский мандарин Цо Линг (так в Китае называли чиновников) хотел выдать свою дочь Кван-се за старого герцога. Но девушка полюбила молодого слугу. Разгневанный отец прогнал её возлюбленного и окружил дом высоким забором. Однако накануне свадьбы юноша пробрался во дворец, и влюблённые сбежали, прихватив герцогский подарок — шкатулку с драгоценностями. Отец бросился за ними в погоню, но пара укрылась на острове, где прожила счастливо много лет. Когда герцог узнал, где они скрываются, он отправил солдат, которые лишили их жизни. Восхищённые их любовью, боги превратили влюблённых в пару ласточек.

Несмотря на то, что легенда полностью выдумана, в ней есть все детали, по которым можно узнать дизайн The Blue Willow. Эта романтическая история стала хорошим маркетинговым ходом для продаж посуды.

Компания Spode не осталась в стороне и от праздников — в 1938 году появилась уютная коллекция Christmas Tree.  Отличительная черта и одновременно преимущество коллекции — богатая палитра. Помимо традиционных рождественских цветов (белый, зелёный и красный) на рисунках встречаются оттенки жёлтого, розового, синего. Поэтому посуда сочетается с праздничным текстилем и аксессуарами практически всех цветов.

Коллекция Christmas Tree от Spode
Коллекция Christmas Tree от Spode

Веточки омелы — живописная деталь коллекции Christmas Tree. Омела — вечнозелёное растение, на котором посреди зимы появляются жёлтые цветы и белые ягоды как символ жизни и надежды. Венки или шары из омелы вешаются под потолком. Омелу называют «веткой поцелуев»: если человек оказывается под висящей веткой омелы, то любой может поцеловать его.

За что мир полюбил Spode

  • Технологии. 

    Бренд Spode производит посуду по традиционным технологиям: качество подтверждено столетиями. Всё дело в инновационном подходе, который предложил ещё Споуд-старший, стремившийся к твёрдости и одновременно тонкости фарфора. Английская посуда Spode соединила несоединимое — изящность и прочность.

  • Авторский дизайн. 

    Среди дизайнов Spode каждый найдёт что-то для себя: строгие линии, витиеватые узоры или целые картины со множеством деталей. Посуда Spode подходит для ежедневного использования — можно обратиться и к минималистичным принтам, и к более интересным коллекциям, например, Morris & Co.

  • Традиции. 

    Spode основан на преемственности. Бренд сохраняет традиции, заложенные самим основателем. Даже коллекции с современными дизайнами производятся по технологиям 18 века.

Музей Spode

Компания всегда стремилась сохранить свою историю, поэтому в 1987 году был основан независимый Фонд Spode (Spode Museum Trust). Ему Spode передал всю свою коллекцию и архив, чтобы защитить их от возможных будущих изменений — в руководстве или в коммерческой политике.

Благодаря трудам Фонда на территории бывшего завода в городе Сток-он-Трент был открыт музей о 250-летней истории бренда. В музее хранятся:

  • 20 000 керамических изделий.
  • более 25 000 медных пластин с гравировкой, антикварные фабричные инструменты, оборудование и мебель.
  • обширная коллекция документов, в том числе 70 000 рисунков для керамики.

В музее проходят и тематические экспозиции. Например, показ архивных фотографий компании или выставка посуды с ботаническими узорами.

Музей истории бренда Spode
Музей истории бренда Spode

Миссия музея — защищать и сохранять коллекции Spode, а также просвещать и вдохновлять посетителей. Сотрудники надеются, что музей будет развиваться и дальше — в сторону открытости и объединения всех ценителей красоты и истории.

Spode сейчас

Бренд входит в холдинг Portmeirion Group и активно выпускает новые коллекции. Например, посуду Kit Kemp Doodles с ярким дизайном. Spode также обладает эксклюзивными правами на создание посуды с рисунками Уильяма Морриса.

Следуя традициям в рисунках и составах, бренд Spode ориентируется на актуальные запросы времени и дополняет классические коллекции новыми предметами. Например, бутылками для воды, хлебницами, ёлочными игрушками.

Так соединяются прошлое и настоящее, и продолжается история легендарного английского фарфора.

Рекомендуемые статьи