Появление фарфора в Англии
Изначально фарфор был китайским изобретением. Принято считать, что первые образцы твёрдого фарфора появились в эпоху династии Тан (618-907 гг. н.э.). Посуду из тончайшего материала китайцы экспортировали в Европу в огромных количествах, а рецепт фарфора держали в строжайшем секрете: за его разглашение даже грозила смертная казнь.
Для производства фарфора необходим каолин. Основой этой горной породы является минерал каолинит, он придаёт материалу белый оттенок.
Каолин (Гаолин) — слово китайское, так называется гора недалеко от города Цзиндэчжень, столицы китайского фарфора. Здесь впервые был обнаружен тот самый минерал, благодаря которому началось производство фарфора.
До 18 века европейцы предпринимали многочисленные попытки наладить собственное производство фарфора, но без знания главного компонента все усилия были напрасны.
Первой страной, где начали производить фарфор, стала Германия, это случилось в 1709 году на мануфактуре Мейссен. Второй была Италия, фарфор там создали в 1720 году на фабрике Вецци. В 1738 году появился французский фарфор, и только с 1742 года начинается история английского фарфора.
В 1742 году королевское общество Лондона пригласило из Франции химика Томаса Бриана, чтобы тот рассказал о своих экспериментах с мягким или фриттовым фарфором. Такой фарфор производили на мануфактуре Сен-Клу, добавляя в состав измельчённое стекло — фритту.
Материал уступал по прочности твёрдому фарфору, за что и получил название «мягкий». Многие владельцы английских мануфактур начали производство материала по рецепту Бриана, но поиск собственной уникальной формулы английского фарфора продолжался.
Одним из первых, кто углубился в этот вопрос, стал Уильям Кукуорти — священник, фармацевт и естествоиспытатель. Занимаясь аптекарским бизнесом, он увлекался химическими экспериментами и мечтал создать новый вид фарфора, который прославит Англию. Кукуорти как священник и учёный имел доступ к библиотекам монастырей и университетов. Вероятно, там он и наткнулся на письма французского иезуита Франсуа Ксавье д’Антреколя — миссионера, служившего в Китае.
В своих письмах Иезуитскому колледжу и французским научным обществам Франсуа подробно описывал технологию изготовления китайского фарфора, включая состав сырья. Письма вдохновили Уильяма Кукуорти на поиск волшебной белой глины.
Католический орден иезуитов активно занимался научной работой в различных областях, таких как медицина, география и сельское хозяйство. Впервые письмо д’Антреколя о китайском фарфоре было опубликовано в ежегодном сборнике «Lettres edifiantes et curieuses de Chine par des missionnaires jesuites» (дословно: «Назидательные и любопытные письма из Китая, написанные иезуитскими миссионерами») примерно в 1712 году.
В 1746 году Кукуорти отправился в Корнуолл, чтобы изучить местные рудники, и заметил, как рабочие чинят печи белой глиной. Взяв образец на пробу, учёный выяснил, что это и есть каолин — ключевой компонент китайского фарфора. Так рядом с городом Сент-Остелл были впервые обнаружены залежи каолина на территории Англии.
Как появился английский костяной фарфор? Томас Фрай и его фабрика Бау
Современником Уильяма Кукуорти был художник и керамист Томас Фрай (1710 – 1762). Примерно в 1745 году вместе с английским предпринимателем Эдвардом Хейлином он основал мануфактуру мягкого фарфора. Фабрику назвали Бау — в честь района Лондона, рядом с которым находилось производство.
Фрай хотел, чтобы английская посуда могла конкурировать с китайскими изделиями, а в будущем и вовсе вытеснить их с рынка. Зимой 1744 года Фрай и Хейлин подали свой первый патент на производство фарфора.
Вместо каолина они использовали вещество под названием унека. Это глина, которую добывали у подножия горы Унака на границе Северной Каролины и Теннесси. Хейлин импортировал большое количество этого материала прямо из Северной Америки в Бау. Но этот эксперимент не принёс успеха: унека не смогла соперничать с китайским каолином.
Унека добывается по сей день. Местный народ чероки использует её для изготовления керамической посуды, сохраняя культурные традиции и ремёсла своих предков. На язык чероки унека переводится как «белый».
После открытия месторождений каолина в Англии большинство фабрик начали использовать его, разрабатывая собственные составы фарфора. Томас Фрай тоже не остался в стороне.
В поиске новой формулы фарфора он добавил в состав костяную золу — обожжёную муку из костей крупного рогатого скота. Этот материал был доступен для Фрая, поскольку фабрика находилась в сельскохозяйственном районе Три-Миллс.
Удивительно, но с добавлением костяной золы фарфор приобрёл дополнительную прочность, особую прозрачность и характерный молочно-белый оттенок. Так Томас Фрай изобрёл уникальный вид фарфора, который стал визитной карточкой Англии и по-прежнему высоко ценится во всём мире.
Дербский и вустерский фарфор
Середина и вторая половина 18 века в Англии — это расцвет фарфоровой индустрии. Именно в это время появляются бренды английского фарфора, которые станут всемирно известными. В том числе мануфактуры в Дерби и Вустере, которые открылись примерно в одно время — в 1750-1751 годах.
Фабрика в Дерби была основана в 1750 году, в разгар эпохи английского рококо. Мануфактура активно обращалась к актуальному тренду. Её изделия были богато украшены извилистыми линиями и золотым декором. Посуду расписывали разноцветными рисунками с цветами, фруктами, птицами и насекомыми.
В 1770 году Дербская мануфактура объединилась с другой фарфоровой фабрикой — Челси. Она была знаменита тем, что выпускала изделия оригинальных форм. Например, супницы в виде курицы с цыплятами или в виде кролика.
В результате слияния изменилась и продукция. Фабрика Дерби стала производить не только посуду, но и фарфоровые фигурки в виде пастухов и пастушек. Англичане дарили их на семейные праздники и коллекционировали.
Фарфор Дербской фабрики высоко оценила королева Виктория. В 1890 году она подарила компании престижный титул «королевский» (Royal), и фабрика стала называться Royal Crown Derby.
В 1911 году Дербская фабрика получила заказ на сервиз для трансатлантического парохода «Титаник». За всю историю производства это был самый большой заказ: в нём оказалось более 1000 предметов. Конечно, сервиз не уцелел: от него осталась одна-единственная тарелка. Сейчас она хранится в морском музее в Саутгемптоне.
Вустерская фабрика стала конкурентом Дерби. В 1751 году её основали вовсе не предприниматели и не гончары, а врач и аптекарь. Джон Уолл и Уильям Дэвис были известны и уважаемы в Лондоне, поэтому им удалось убедить группу состоятельных жителей вложить деньги в их предприятие.
Производство Вустер началось с мягкого фарфора. Вскоре мастера этой фабрики придумали новшество: они добавили в состав формулы мыльный камень (стеатит). Благодаря этому материал реже трескался при обжиге и был устойчивым к горячим напиткам.
Стоит отметить, что мягкий фриттовый фарфор был намного более хрупким, чем твёрдый. Прочный вустерский фарфор быстро завоевал популярность среди британской аристократии.
В середине 18 века в Англии стремительно росла популярность чая: напиток, ещё недавно бывший привилегией аристократии, стал доступен всё более широким слоям общества.
Основатели Вустерской мануфактуры вовремя уловили этот тренд и сосредоточились на выпуске английского чайного фарфора — чайников, чашек, молочников и сахарниц. Позже к ним добавились столовые сервизы и модные фарфоровые статуэтки.
В 1788 году король Георг III и королева Шарлотта впервые посетили фабрику и выразили восхищение изделиями. И очень скоро, в 1789 году, фабрика получила престижный титул и новое название Royal Worcester, под которым бренд работает и сегодня.
Одним из клиентов фабрики был лорд Нельсон — легендарный адмирал британского флота. Их союз с замужней леди Эммой Гамильтон стал вызовом для общества. В августе 1802 года пара посетила Вустерскую фабрику и заказала три сервиза в восточном стиле с гербом адмирала. Завершить успели только сервиз для завтрака, однако после гибели адмирала в Трафальгарском сражении посуда была распродана фабрикой. Обедневшая леди Эмма не смогла её выкупить. Сегодня отдельные предметы из этого заказа можно увидеть в музеях и частных коллекциях.
В 2009 году бренд вошёл в концерн Portmeirion Group, который объединил производителей английского фарфора премиум-класса. Первая фабрика в Вустере уже не работает: на её территории расположен музей. В нём хранится самая большая в мире коллекция вустерского фарфора.
Одна из самых популярных современных коллекций — это Wrendale Designs. Сервизы, кружки, чайники, молочники, сахарницы из костяного фарфора украшены очаровательными рисунками художницы Ханны Дейл. Герои серии— акварельные зайцы, белки, совы, утки, мышки — пушистые, воздушные и очень реалистичные.
Споуд и его вклад в развитие фарфора
Семейная мастерская Джозайи Споуда стала знаковой для истории английского фарфора. Всё началось в 1770 году, когда Споуд-старший открыл свою небольшую гончарную мастерскую. Через шесть лет он приобрёл старые мастерские в Сток-он-Тренте — это и стало началом бренда Spode.
В конце 18 века китайский фарфор с бело-синими узорами пользовался невероятной популярностью. Споуд-старший решил создавать посуду в похожей цветовой гамме, но для массового производства требовалась скорость — ручная роспись была слишком медленной и дорогой.
Поэтому Споуд внедрил трафаретную технологию печати рисунков на фарфоре. Она позволила удешевить и ускорить производство, сохранив при этом высокое качество и выразительность декора. Благодаря этому решению Споуду удалось воплотить свою цель — наладить масштабный выпуск красивой и доступной фарфоровой посуды.
Незадолго до смерти, в 1796 году Споуд-старший подарил миру ещё одну инновацию. Он экспериментировал с соотношением каолина и костяной муки в составе фарфора и таким образом доработал рецептуру Фрая. Получившаяся формула стала классической.
Такой фарфор называли English porcelain или Spode porcelain. Лишь в 1830-х годах в торговых каталогах и аукционных записях впервые встречается название bone china, которое сохранилось за костяным фарфором до сих пор. Так костяной фарфор Англии стал национальным достоянием, а мир получил новый вид фарфора.
Старший сын Споуда и его полный тёзка, Джозайя Споуд-младший, продолжил дело отца. Коллекция Blue Italian, созданная им в 1816 году, стала символом вкусов своей эпохи. В её дизайне сплелись сразу две моды — восточная и западная: по центру итальянский пейзаж с античными руинами, а по краю — узор в духе китайских орнаментов. Этот дизайн выпускается без перерыва уже более двухсот лет и считается одним из самых узнаваемых.
Джозайя Веджвуд — «отец английских гончаров»
Современником Споуда-старшего был Джозайя Веджвуд — основатель одноимённого бренда, бизнесмен, изобретатель и экспериментатор. Он создал известный во всём мире английский фарфор Wedgwood и разработал сразу несколько инноваций: «чёрный базальт» и яшмовый фарфор.
В 1768 году Веджвуд придумал добавлять к фарфоровой массе примесь марганца и железа. Так получался тонкий чёрный фарфор, который из-за своей прочности и цвета был назван «чёрным базальтом». Из него Веджвуд стал делать не только посуду, но и украшения, ставшие популярными у светских дам. Чёрный базальт выпускается до сих пор, но уже не в таких объёмах. Это скорее лимитированные коллекции и предметы интерьера — вазы, статуэтки и другой декор.
Чуть позже, в середине 1770-х годов, появился яшмовый фарфор или джаспер (от английского jasper — яшма). Это ещё одно культовое изобретение Веджвуда.
Из яшмового фарфора Веджвуд изготавливал предметы интерьера и многочисленные украшения с белыми барельефами на античную тематику — камеи, булавки для галстуков, броши, серьги. Самым популярным дизайном яшмового фарфора стала голубая посуда в оттенке Wedgwood Blue с белым рельефным узором.
Изделия получались лёгкими, воздушными и при этом прочными. А также яшмовый фарфор был матовым: его не покрывали глазурью.
Сегодня бренд Wedgwood выпускает не только новые коллекции, но и переосмысливает архивные дизайны английского фарфора 19 века. Одна из таких коллекций — эклектичная Wonderlust, вдохновлённая природой и культурой разных стран. Серия украшена яркими орнаментами в стиле шинуазри, рисунками китайских пагод, экзотических животных и птиц, а также акцентами из 22-каратного золота.
Что происходит в мире английской посуды сегодня?
Бренды английского фарфора с более чем двухвековой историей сохранили лидерство. Однако в стране появлялись и новые марки фарфора: например, во второй половине 20 века был основан бренд Portmeirion. Сегодня это один из ведущих английских производителей посуды.
Самая известная коллекция бренда — Botanic Garden, белый фаянс с ботаническими иллюстрациями. Её дизайн по праву считается новаторским и революционным — до 1970-х годов производители наносили на все предметы серии одинаковые паттерны.
Portmeirion пошли против этого подхода. Каждое изделие серии украшено уникальным рисунком. Botanic Garden — самая коллекционируемая в мире посуда на ботаническую тему.
Из фарфоровых изделий бренда выделяется коллекция Sophie Conran, созданная в сотрудничестве с известным шеф-поваром Софи Конран. Белоснежный фарфор с мягким волнистым рельефом выглядит так, будто сделан вручную на гончарном круге. Это самый популярный в Англии свадебный сервиз.
В 2011 году Portmeirion Group была удостоена Queen’s Award for Enterprise — престижной британской награды в сфере бизнеса. Её вручают от имени королевы Елизаветы II компаниям, добившимся выдающихся успехов в международной торговле. Для Portmeirion это стало подтверждением мирового признания: коллекции бренда экспортируются более чем в 60 стран.
Английский фарфор существует около 250 лет. Англичане не были первыми производителями фарфора в Европе, но именно английские мастера открыли рецепт костяного фарфора — лёгкого, полупрозрачного и в тот же время прочного. Страна стала родиной и других инноваций — здесь был создан фарфор с добавлением мыльного камня, яшмовый фарфор и чёрный базальт.
Посуда из английского фарфора стала классикой фарфорового искусства, например, такие культовые коллекции как Blue Italian или Old Country Roses.
Известные английские бренды фарфора продолжают работать по сей день. Культовые производители, как, например, Spode и Wedgwood, и сейчас выпускают архивные коллекции, известные с 18 века. Сохраняя традиции, бренды развиваются и предлагают разные дизайны: от классических восточных узоров и ботаники до современного минимализма.






























































