Мануфактуры

Bitossi: от традиций прошлого к дизайну настоящего

Итальянский бренд Bitossi выпускает фарфоровую посуду уже более 100 лет. Он знаменит ярким фантазийным стилем, который особенно полюбился владельцам модных кофеен и инфлюенсерам. Для многих первое знакомство с компанием произошло благодаря тарелке с синей птицей из коллекции Fabula Profumo. Она стремительно набрала популярность в социальных сетях.

Об истории фабрики, сотрудничестве с именитыми дизайнерами и современной линейке Bitossi Home — в статье Reywood Stories.
Содержание

Зарождение бренда

Тоскана славилась производством керамики еще во времена Древнего Рима. Местные земли богаты залежами глины, которая очень пластична и устойчива к высоким температурам.

В регионе процветали семейные мануфактуры, а с 1536 года в исторических документах коммуны Монтелупо-Фиорентино стала появляться фамилия Битосси. Представители династии жили около Флоренции и занимались скульптурой и изобразительным искусством. С 1885 года они изготавливали черепицу для флорентийских домов.

Родившийся в 1889 году Гвидо Битосси не хотел заниматься сугубо практическим ремеслом — его тянуло к искусству. В 1921 году Гвидо открыл мануфактуру художественной керамики Maioliche Artistiche Guido Bitossi.

Историческое здание фабрики Bitossi
Историческое здание фабрики Гвидо Битосси

Производство сосредоточилось на выпуске посуды и декоративных изделий в традиционном тосканском стиле. В дизайне преобладали растительные мотивы и яркие цвета. Местные художники, работавшие у Битосси, вдохновлялись произведениями знаменитого Луки делла Роббиа.

Лука делла Роббиа — итальянский скульптор, ювелир и керамист эпохи Возрождения из Флоренции. Получил известность благодаря инновационной технике нанесения глазури на глиняные изделия. Его сюжетные барельефы и архитектурные орнаменты отличались красочной блестящей поверхностью и прочностью.

Керамика Bitossi 1920-х годов
Керамика Bitossi 1920-х годов

После смерти Гвидо в 1937 году его дело продолжили сыновья Марио, Марчелло, Витториано и Карло. Вскоре наступила Вторая мировая война — большое испытание для всей итальянской промышленности. Многие фабрики были разрушены, однако завод семьи Битосси уцелел.

Это позволило им расширить свою деятельность после войны и даже объединить несколько производств в группу Colorobbia. Наравне с художественной керамикой Bitossi началось широкое производство керамического сырья — красок и глазури.

Здание фабрики Colorobbia
Здание фабрики Colorobbia

Художественный взгляд Альдо Лонди

Во второй половине 20 века декоративное направление Bitossi преобразилось. В 1946 году с фронта вернулся Альдо Лонди — талантливый художник, который расписывал керамику Bitossi еще в довоенный период. Братья Битосси доверили ему должность художественного руководителя. На протяжении 50 лет он управлял отделом дизайна, и эти годы принесли компании мировой успех.

Альдо Лонди – художественный руководитель Bitossi
Альдо Лонди – художественный руководитель Bitossi

Благодаря Альдо Лонди бренд приобрел художественные черты, которые выделили его на фоне конкурентов. Смелая работа с яркими цветами, оригинальными узорами и текстурами стала визитной карточкой посуды Bitossi.

Одна из культовых коллекций автора — Rimini Blu, которая непрерывно выпускается с 1959 года. Свое название она получила в честь курорта на северо-востоке Италии, где берег омывает Адриатическое море. Изделия коллекции повторяют оттенок сверкающих под солнечными лучами волн. Всего Лонди разработал около 150 дизайнов ваз, чаш и декоративных фигурок Rimini Blu.

Предметы из коллекции Rimini Blu — Bitossi
Предметы из коллекции Rimini Blu

Альдо Лонди привлекал к работе в Bitossi многих талантливых современников. Именно благодаря ему к компании присоединился Этторе Соттсасс — один из самых известных итальянских дизайнеров ХХ века.

Эксперименты Этторе Соттсасса

Этторе Соттсасс — архитектор, художник и фотограф, который прославился бунтарским подходом к искусству. К керамике его привлек Ирвинг Ричардс, основатель американской компании по импорту и производству дизайнерских предметов Raymor.

Ирвинг Ричардс — одна из ключевых фигур дизайна второй половины 20 века. Он тонко чувствовал вкусы американских покупателей и привозил в США самые интересные и необычные предметы декора из Европы. По некоторым версиям, за активную поддержку местных брендов он получил рыцарское звание от итальянского правительства в годы послевоенного восстановления страны.

Этторе Соттсасс — дизайнер коллекций Bitossi
Этторе Соттсасс — дизайнер коллекций Bitossi

Ричардс предложил Соттсассу разработать дизайн керамических ваз и в 1956 году познакомил со своим приятелем Альдо Лонди из Bitossi. Лонди поделился с Соттсассом секретами гончарного мастерства, и помимо профессиональных отношений между ними завязалась крепкая дружба. Вместе они создали несколько коллекций под брендом Bitossi, которые Ричардс успешно продавал в США. Впоследствии многие дизайны были выставлены в миланской галерее Galleria Il Sestante.

Черно-белая коллекция Соттсасса Bianco/Nera 1959 года отличалась строгими линиями и оригинальной комбинацией двух цветов под полуматовой глазурью. Интерес к геометрическим фигурам прослеживался во всех работах дизайнера.

Много путешествуя по миру, Соттсасс также передавал в керамике традиции экзотических культур, преимущественно Индии.

Коллекция Этторе Соттсасса – Bianco Nera
Коллекция Этторе Соттсасса – Bianco Nera

Этторе Соттсасс не только привнес современное видение в Bitossi, но и проложил дорогу для сотрудничества с другими художниками.

В 1980-х под его руководством в Милане возникла группа Memphis — прогрессивное объединение дизайнеров-постмодернистов. Их ироничный контрастный стиль нашел отражение в новых коллекциях Bitossi, вновь показав публике экспериментальность и новаторство итальянского бренда.

«Керамика никогда не бывает самоцелью: в ней фантазия, технические и выразительные способности сходятся, чтобы конкурировать и формировать среду, создавать великие архитектуры и цивилизации. Но для этого художники и промышленники должны терпеливо работать вместе. Им нужно попробовать вновь и вновь, чтобы развиваться, и таким путем идет тосканская мануфактура Bitossi», — вспоминал Этторе Соттсасс в 1995 году.

Альдо Лонди и Этторе Соттсасс в 1991 году
Альдо Лонди и Этторе Соттсасс в 1991 году

Bitossi — оглядываясь в прошлое

Джиневра Бочини-Битосси, правнучка Гвидо, сегодня занимает пост арт-директора Bitossi. Именно благодаря Дженевре в 2021 году на месте исторической фабрики открылся музей.

В нём собрано около 7000 артефактов компании. Это место — дань уважения мастерству и источник вдохновения для новых проектов. Центр музея отведен уникальным инсталляциям об отдельных группах керамических изделий. Вокруг — архивные эскизы, рисунки и фотографии. Сегодня каждый дизайнер, подписавший контракт с Bitossi, должен изучить архивы музея перед работой над новой коллекцией.

Джиневра Бочини-Битосси и музей Bitossi
Джиневра Бочини-Битосси и музей Bitossi

«Прошлое и настоящее не противоречат друг другу в определении идентичности бренда. Скорее, это путь: дизайнеры знакомятся с наследием компании и черпают идеи из прошлого, реализуя их на актуальном визуальном и техническом языках. В каждой коллекции есть то, что связывает новое с прошедшим», — рассказала Джиневра в интервью Forbes Italia.

С 2009 года фабрика художественной керамики называется Bitossi Ceramiche. Традиционные техники остаются главным ориентиром на производстве. Благодаря этому Bitossi удается сохранять свою аутентичность, даже когда художественное наполнение оказывается очень новаторским.

Bitossi Home — посуда для настоящего

В 2007 году под единым брендом Bitossi был создан отдел Bitossi Home, который специализируется на производстве посуды для повседневного использования. К созданию коллекций приглашаются молодые дизайнеры и яркие творческие объединения — их Джиневра называет «мастерами будущего».

В сотрудничестве с Funky Table, эклектичным магазином из Милана, Bitossi Home создает одновременно юмористичную и притягательную посуду с винтажным флёром в серии La Tavola Scomposta. Полноценные наборы из керамики, стекла и металла созданы по одному правилу: никаких правил.

Коллекция La Tavola Scomposta от Bitossi

Bitossi Home заигрывает с наивным искусством — стилем, близким к детскому рисунку. Каждая коллекция рассказывает свою историю. Молодая румынская художница Aitch создала на фарфоре красочные вселенные. В Fabula Eden — идиллическое уединение Адама и Евы, в Fabula Marino — подводный мир русалок и морских драконов, в Fabula Profumo — зачарованный сад с синими птицами.

Коллекция Fabula Eden от Bitossi

Наследие традиций Альдо Лонди и Этторе Соттсасса живет в современных коллекциях.

В линейке Il Frutto Della Passione от парижского арт-дуэт Pangea на тарелках сплетаются индийские и африканские символы, а Abracadabra от студии La Tigre авангардно украшают геометрические линии. В коллекции Un Buon Ricordo Сэм Барон классическими символами воспевает Италию, когда-то ставшую вдохновением для Гвидо Битосси.

Коллекция Abracadabra и Un Buon Ricordo от Bitossi

Сегодня Bitossi входит в Реестр исторических компаний Италии. Фарфор 20 века высоко ценится среди коллекционеров, а современные изделия украшают рестораны и отели премиального уровня. Приобрести оригинальную фарфоровую посуду и стеклянные бокалы Bitossi Home для своего дома вы можете в интернет-бутике Reywood.

Рекомендуемые статьи