Как это сделано

Элегантность золотых линий кинцуги: японское искусство и философия

Если любимая тарелка разбивается вдребезги, это еще не повод отправляться за новой покупкой. В таких случаях японские мастера советуют не расстраиваться, а бережно собрать осколки и аккуратно склеить, приправив небольшим количеством золота. Это и есть кинцуги — древняя японская техника реставрации керамики. Кинцуги не просто ремесло, а настоящая философия. Восточная практика учит ценить вещи и их историю, принимать несовершенства и видеть в них красоту. Рассказываем подробнее об искусстве кинцуги и его воплощении в коллекции бренда Seletti.
Содержание

История кинцуги: японский сёгун и разбитая пиала для чая

Техника кинцуги распространилась в Японии, предположительно, в 15 веке. Её возникновение тесно связано с восточной чайной традицией. Чайные церемонии в те времена были символом власти, а проводить их могли исключительно сёгуны.

Чайная утварь считалась большой ценностью, особенно подаренная самим правителем — за неё можно было выручить целый замок. Поэтому если тяван (так в Японии называют пиалу для чая) разбивался, его не выбрасывали, а бережно восстанавливали.

Тяван, восстановленный с помощью техники кинцуги
Тяван, восстановленный с помощью техники кинцуги

Сёгун — военный лидер в средневековой Японии. Он обладал большой властью и контролировал армию, часто оказываясь более влиятельным, чем император. Сёгуны управляли страной с 12 по 19 век.

Однажды разбился любимый тяван сёгуна Асикаги Есимасы. Он отправил чашу в Китай для реставрации, но результатом был разочарован. Местные мастера восстановили посуду с помощью грубых металлических скоб, которые испортили её изящество. Поэтому японцам пришлось самим выходить из положения и придумывать более эстетичные способы починки.

Японский сёгун, гравюра
Японский сёгун, гравюра

По легенде, именно так появился кинцуги. Осколки разбившейся посуды стали соединять при помощи натурального клея, а сам шов между деталями украшать золотом. Кинцуги буквально переводится как «золотой шов» («кин» означает «золото», а «цуги» — «соединять»).

Натуральным клеем послужил лак уруси — сок, извлеченный из лакового дерева. Оно произрастает и в Китае, и в Японии, поэтому неясно, какая страна первой стала применять его сок для реставрации предметов.

Но точно известно, что лак уруси использовали в Японии задолго до изобретения кинцуги — его следы обнаружили на каменных копьях, относящихся к периоду Дзёмон (13 000 до н. э. – 300 до н. э.).

Самые большие сады лакового дерева в Японии находятся в городе Нинохе. Там же сосредоточено основное производство лака уруси (70% от всего внутреннего производства).

Процесс сбора сока уруси. В коре делают горизонтальные надрезы.
 Сок уруси соскребают специальным шпателем.
Свежий сок уруси чрезвычайно токсичен, его собирают в защитных костюмах.
Собранный сок уруси

Обычно сок собирают с деревьев возрастом от 10-15 лет, так как к этому времени они накапливают достаточно сока, чтобы его можно было добыть, не причиняя вреда растению. Сезон сбора длится с июня по октябрь.

Лаковое дерево — это родственник ядовитого плюща. Свежий сок из его коры токсичен и может вызывать аллергию или раздражения. Однако после термической обработки и застывания он теряет эти свойства, поэтому его безопасно использовать для починки посуды.

Техника кинцуги: основные этапы

Традиционный процесс реставрации включает несколько этапов. Сперва разбитые края очищаются и слегка шлифуются. Затем их соединяют с помощью лака уруси. Его смешивают с пшеничной мукой и водой, чтобы получить более прочный клей. Если в изделии недостает осколков, пробелы заполняют с помощью специальной пасты, например, саби-уруси (глиняный порошок, вода и уруси).

Ремонт изделия в технике кинцуги
Лак уруси для кинцуги
Лак уруси для кинцуги
Ремонт изделия в технике кинцуги

Затем изделию нужно дать время, чтобы клей затвердел. Уруси не высыхает, а именно затвердевает. Поэтому предмет помещают в муро — специальный деревянный сушильный шкаф, где поддерживаются нужная температура и уровень влажности.

Для полного застывания потребуется от нескольких дней до недель. Затем изделие проходит этап шлифовки. Лак уруси — прочный материал, поэтому его можно полировать до зеркального блеска.

На следующем этапе мастера кинцуги наносят на изделие золото. Вдоль швов накладывается слой уруси. После этого сверху кистью посыпается золотая пудра.

Есть три наиболее распространенных типа золотого порошка, используемого в кинцуги в зависимости от формы и размера:

  • Кеши-фун 消粉 — мельчайшие частицы золота, напоминающие тонкую бумагу толщиной около 0,3 микрона.
  • Мару-фун 丸粉 — крупные частицы золота, которые скатываются в маленькие шарики диаметром около 5 микрон.
  • Нобэ-фан 延粉 — частицы золота овальной формы и толщиной около 6 микрон.
Шов с использованием порошка Кеши-фун
Шов с использованием порошка Кеши-фун

Золото с крупными частицами более долговечно и выглядит более эффектно, поэтому и стоит дороже. Например, мару-фун придает шву более сильный блеск. Но с ним трудно работать, любителям лучше начинать с кеши-фун.

Техника кинцуги давно распространилась далеко за пределы Японии. Таким способом реставрируют посуду не только мастера, но и любители. Они часто пренебрегают традицией и вместо золота используют смесь латуни, меди и цинка. В результате покрытие визуально практически неотличимо от оригинального.

Покрытие оставляют застывать, а затем наносят финишный слой уруси и полируют. После каждого нанесения слоя уруси изделию нужно дать время, чтобы лак застыл.

Помимо кинцуги, в японской традиции существуют и другие техники восстановления керамики. Например, если вместо золота мастер использует серебряный порошок, то это гинцуги. А реставрацию при помощи одного только уруси называют урусицуги. Есть также техника ёбицуги, когда отсутствующие фрагменты заменяют осколками другой керамики.

Серебряный шов гинцуги
Серебряный шов гинцуги

Философия кинцуги

Восточная практика во многом основана на идеях буддизма, один из принципов которого — относиться ко всему с уважением и заботой.

Кинцуги напоминает о важности бережного отношения к вещам и их истории. Учит принимать несовершенства и видеть в них красоту. Трещины здесь не скрывают, а намеренно подчеркивают. Ведь именно они делают каждый предмет уникальными. Посуда, восстановленная техникой кинцуги, ценится даже больше, чем прежде.

Ещё один японский термин, позволяющий лучше понять кинцуги, — это ваби-саби. Если коротко, то это поиск красоты в простом и несовершенном. Согласно этой концепции, истинная красота скрыта в каждом предмете. Её можно отыскать даже в естественном процессе старения и следах, которые оставляет на вещах время.

Визуальная концепция Ваби-саби
Визуальная концепция Ваби-саби

Этот подход органично вписывается в философию кинцуги, где каждый изъян на вещи становится частью единой гармонии. В конечном счёте кинцуги — это метафора самой жизни, которая учит принимать её ошибки как неотъемлемую часть большого пути.

Кинцуги в коллекции итальянского бренда Seletti

В последние годы кинцуги переживает настоящий бум. Восточная практика распространилась по всему миру и приобрела даже бОльшую популярность за пределами самой Японии. Техника регулярно вдохновляет как независимых художников, так и крупные бренды. Она стала основой для коллекции Kintsugi итальянского бренда Seletti.

Коллекция посуды Kintsugi от бренда Seletti

Серия посуды создана совместно с дизайнером Маркантонио Раймонди Малерба. Он родился в 1976 году в итальянской коммуне Масса-Ломбарде, а образование получил в Художественном институте и Академии изящных искусств в городе Равенна. После окончания учёбы Малерба преимущественно работал декоратором в театре, прежде чем сосредоточиться на создании авторских дизайнерских работ.

Любимая тема Малерба — связь человека с природой. Его творческий мир наполнен сказочными, часто экстравагантными и сюрреалистичными существами. У итальянского дизайнера причудливый и ироничный стиль. К примеру, он создал настольную лампу в виде мыши, держащей в лапах светящуюся лампочку, или диван с нагромождением подушек для Seletti.

Маркантонио Раймонди Малерба, настольные лампы Mouse

Коллекция Kintsugi — это переосмысление японской традиции с европейским видением. Мастера Seletti не восстанавливают разбитую посуду, а только имитируют технику реставрации. Золотые швы здесь декоративные, а изнутри посуда целая, без склеек.

Посуда изготовлена из фарфора и украшена настоящим золотом. Швы наносятся вручную из 24-каратного золота.

Напомним, что в традиционном кинцуги реставрируется одно разбившееся изделие. Seletti с Маркантонио пошли по другому пути и представили серию посуды из разных осколков. Они отличаются друг от друга по цветам и принтам. Такая техника напоминает пэчворк с элементами стиля кинцуги.

Узоры на каждом предмете отличаются. Дизайнер черпал вдохновение в природном мире — это заметно по обилию цветочных мотивов и изображению животных. Самый знаменитый предмет из серии — ваза в форме сердца, которую можно поставить на стол или повесить на стену.

Авторам коллекции удалось объединить два культурных кода – итальянскую смелость в дизайне и японскую созерцательную философию. Современный дизайн часто стремится к симметрии и идеальной отделке. Коллекция Kintsugi от Seletti — антитеза перфекционизму. Здесь неидеальная посуда превращается в символ красоты и уникальности.

Рекомендуемые статьи