Семейный бизнес: братья Боcше и горшки для цветов
История Serax началась в 1987 году, когда братья Серж и Аксель ван ден Босше возглавили семейное дело — компанию своей матери, которая занималась продажей медных цветочных горшков.
Их старт был скромным: весь бизнес помещался в гараж площадью 12 квадратных метров в Антверпене. Постепенно братья начали расширять ассортимент. К горшкам добавились вазы и другие цветочные аксессуары, которые они поставляли флористам и садовым центрам.
Но Аксель и Серж не хотели просто перепродавать чужие изделия. Они начали придумывать собственные дизайны горшков и ваз и предлагать их клиентам. Тогда и родился бренд Serax, название которого состоит из первых слогов имён основателей: Serge + Axel.
За время работы с частными флористами и студиями братья познакомились со множеством ярких креаторов. В поисках своей уникальности Серж и Аксель обращались к дизайнерам, чьё видение казалось им интересным и созвучным идеям их молодого бренда.

Это решение стало ключевым для Serax. Эксперименты с дизайном и сотрудничество с известными творческими людьми стали основой философии бренда и помогли ему обрести мировую узнаваемость.
Одной из первых громких коллабораций стала «Цветочная будка» Даниеля Оста.
Даниель Ост (Daniel Ost) — легендарный флорист и декоратор из Бельгии. Его масштабные цветочные композиции больше напоминают скульптуры или архитектурные сооружения. Даниель создавал цветочные декорации для королевских семей, крупных корпораций, международных выставок и модных показов.
На выставке Maison & Objet в 1991 году он представил стенд Serax в виде цветочной будки, полностью увитой живыми цветами. Эта эффектная инсталляция вызвала восхищение посетителей и привлекла к бренду ещё больше внимания.
Maison & Objet — одна из самых масштабных выставок, посвященных дизайну интерьера. Она проводится дважды в год в Париже. Здесь известные бренды и дизайнеры представляют свои работы: мебель, посуду, домашний текстиль и другие предметы интерьера, задавая тренды на будущий сезон.
Роуз Ван де Велде: красота в несовершенстве
В 2008 году Серж и Аксель задумались о расширении ассортимента. Они не хотели ограничивать себя флористикой и обратили внимание на столовую посуду.
«Мы сразу заметили, что клиенты хотят видеть на столе брендовые вещи, это гораздо важнее, чем цветочные горшки. Цветочный горшок редко переворачивают, а вот тарелку переворачивают. Поэтому нам нужен был бренд с яркой индивидуальностью и качественными изделиями». Из интервью Акселя ван ден Босше.
Первая коллекция посуды Serax родилась в сотрудничестве с Роуз Ван де Велде — бельгийской художницей-керамисткой. Её работы отличаются природными формами и философией «эстетики несовершенства».
Роуз предложила концепцию посуды в своем стиле, где каждая чашка и тарелка будто бы созданы природой: линии неровные, края несимметричны, формы живут своей жизнью.
Коллекция попала в рестораны, на выставки, в интерьерные журналы и стала точкой отсчёта для нового направления Serax. С тех пор посуда — ключевой продукт бренда, а философия «естественного несовершенства» — часть ДНК бренда.
Новый этап: поиск креативых решений
В 2011 году Серж покинул компанию. Причины его ухода остались неизвестны. Вместо Сержа к руководству присоединился двоюродный брат Акселя Франк Ламберт. Serax начал новую страницу своей истории, но сохранил семейные корни.
Успех коллекции Роуз Ван де Велде подтвердил — не нужно бояться новых направлений. Компания начала производить больше посуды, а также мебель, светильники, текстиль, свечи и другие предметы для дома.
Новые изделия бренда создавались в коллаборации с креаторами. Компания приглашала к сотрудничеству дизайнеров интерьера или одежды, художников, шеф-поваров, керамистов и других творческих людей. Многие из них впервые попробовали себя в создании посуды и получили возможность выйти за пределы своей студии и основного профиля работы.

«Хорошие дизайнеры есть по всему миру, но им нужно предоставить площадку для реализации их идей. Вы можете работать в своей студии и показывать работы семье, но вы должны осмелиться показать их миру. Теперь мы завоевали доверие дизайнеров», говорит Аксель ван ден Босше.
Благодаря уникальному подходу к дизайну Serax получил первую громкую награду. В 2014 году бренду вручили премию Henry van de Velde Award в категории «Компания».
Henry van de Velde Award — крупнейшая дизайнерская награда в Бельгии, названная в честь выдающегося бельгийского архитектора и дизайнера Генри ван де Велде. Это локальный «Оскар» для дизайнеров Бельгии. Премия отмечает инновационные дизайнерские решения, которые положительно влияют на экономику, экологию и качество жизни людей.
Коллаборации: уникальная эстетика Serax
Serax сотрудничает более чем с 30 дизайнерами, художниками, архитекторами и шеф-поварами по всему миру. Так и получается посуда с характером: не просто функциональная, а отражающая авторский стиль того, кто её придумал.
Совместно с дизайнерами Serax создаёт разнообразие стилей и направлений. В этом и заключается эстетика Serax — свобода быть разным, вдохновляться, творить.
Природное направление.
Эстетика природы — одна из самых узнаваемых черт Serax. Принятие естественности, несовершенства и органичной асимметрии прочно укрепилось в философии бренда.
Началось всё с коллекции Perfect Imperfection от Роуз ван де Велде, о которой мы рассказывали выше. Именно она открыла природное направление для Serax.
Вдохновленные естественными текстурами и формами, изделия Serax выглядят так, будто их создала сама природа. Так, очертания облаков и цветочных лепестков воплотились в коллекции Silhouette от шеф-повара Серхио Хермана. Посуда его же авторства Inku передает красоту морских ракушек и цветов.
Авангард.
Работы Serax в авангардном направлении — это не просто посуда, а смелое заявление. Авангард — неотъемлемая часть ДНК Serax. Это территория эксперимента, где бренд разрушает шаблоны и ищет новые формы и неожиданные сочетания. В этом направлении Serax раскрывает свою страсть к ярким образам, визуальным контрастам и художественному самовыражению.
Авангард — этим термином называют все новаторские течения искусства, которые отрицали классический подход и удивляли публику своим смелым видением.
Коллекция De от Анн Демельмейстер выполнена именно в этом стиле, она построена на игре светотени: черные мазки кистью на белом фарфоре.
Аксель ван ден Босше говорит про коллаборацию Ann Demeulemeester и Serax так: «Это невероятный уровень изысканности. Каждый предмет расписан вручную. Произведение искусства, которое лишает дара речи. Холст для лучших шеф-поваров. Язык дизайна Анн Демельмейстер совершенно отличается от всего остального на рынке».
Наивное искусство.
В этом направлении Serax отражает простоту, искренность и радость. Лёгкие и живые рисунки в духе примитивизма будто нарисованы детской рукой.
Флагман направления — коллекция Feast, созданная в коллаборации с шеф-поваром Йотамом Оттоленги и художником Иво Биссиньяно. Feast — означает «праздник», «застолье». Яркие мазки, наивные рисунки, сочные цвета — такая посуда предназначена для радостных встреч с самыми близкими.
Минимализм.
Минимализм для Serax — не о простоте, а о выразительности. Здесь бренд делает ставку на чистоту цвета, сдержанность форм, важность деталей. Такая посуда не отвлекает внимание, а подчёркивает красоту блюда.
В сотрудничестве с дизайнером интерьера Келли Уэстлер появилась коллекция Zuma. Здесь минималистичные формы сочетаются с эстетикой баухауса, открывая для сервировки новый визуальный язык: архитектурный, сдержанный и выразительный.
Баухаус — авангардное направление в искусстве, которое выступало за функционализм вещей без лишних украшательств. Баухаус отличается строгими линиями, простотой и геометричностью форм.
Serax сегодня: философия, производство
Сегодня Serax — это международный бренд бельгийского фарфора, мебели и предметов интерьера — с душой семейной мастерской. Основанная когда-то братьями Сержем и Акселем ван ден Босше, компания представлена более чем в 60 странах и по-прежнему управляется Акселем.
Serax продолжает создавать творческие коллаборации. В 2023 году бренд выпустил коллекцию с культовым итальянским модным домом Marni. В серию Midnight Flowers вошли более 120 предметов из тонкого костяного фарфора.
Цветочные мотивы — фирменный элемент бренда Marni — переосмыслены в духе примитивизма. Ассиметричные формы, рукописные линии, приглушённые оттенки. Коллекция получилась на стыке моды, искусства и кулинарии и сразу же попала на страницы ведущих интерьерных изданий.
Изделия Serax — это результат диалога: между дизайнером и мастером, между эстетикой и практичностью, между утончённой красотой и естественной неровностью ручной работы. Изделия Serax не похожи друг на друга: две чашки из одной коллекции могут чуть отличаться, и в этом их уникальность.
Бренд не гонится за сезонными трендами. Его дизайн вне времени. Посуда Serax может передаваться из поколения в поколение и стать частью семейной истории, бережно храня воспоминания об общих моментах за одним столом. Так повседневная рутина превращается в приятные моменты, которые и делают нашу жизнь счастливой.