Фарфор твёрдый, мягкий и костяной: как их различать?
Существует три базовые разновидности фарфора — твёрдый, мягкий и костяной фарфор. Всё остальное — их вариации.
Твёрдый фарфор — это самый популярный класс фарфора и один из самых прочных.
Рецепт классического твёрдого фарфора включает три основных компонента — каолин (белая глина), кварц и полевой шпат. Их соотношение в составе варьируется от бренда к бренду, но обычно каолина содержится не менее 50%, а кварца и полевого шпата по 25%.
Посуда из твёрдого фарфора обжигается от 2 до 4 раз при очень высоких температурах. После первого обжига при 950-980℃ глина затвердевает и становится пористой. Это помогает в дальнейшем равномерно нанести на посуду глазурь. А после второго обжига при 1400℃ фарфор приобретает плотность и прочность.
Последующие обжиги проводятся при более низких температурах, их называют декорирующими: они нужны для закрепления на посуде рисунка или декора из драгметаллов.
Помимо прочности, высокое содержание каолина в составе придаёт фарфору холодный белый цвет.

Ещё одно уникальное свойство фарфора — полупрозрачность. Поскольку толщина стенок посуды обычно не превышает 3 мм, изделия способны пропускать свет. Такой эффект достигается благодаря высокотемпературному обжигу и кварцу в составе.
Твердый фарфор придумали в Древнем Китае. Посуду из него изготавливали ещё при династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Всё благодаря щедрым залежам качественного каолина в городе Цзиндэчжэнь, который теперь принято считать китайской столицей фарфора.
Мягкий фарфор — менее популярный сорт фарфора, который появился в Европе в конце 16 века.
До этого времени в Европе не знали точный рецепт фарфоровой пасты и долго экспериментировали с материалами, чтобы приблизиться к прочности и белизне китайского фарфора. Эти попытки и привели к открытию мягкого фарфора.
Мануфактура Сен-Клу, основанная в 1664 году неподалёку от Парижа, стала одним из первых центров его производства. Мастера старались воспроизвести фарфор, привезённый с Востока. Однако каолин, необходимый для его изготовления, оставался им неизвестен, поэтому приходилось работать с тем, что имелось. В пасту добавляли белый песок, молотое стекло, тальковый камень, квасцы (кристаллы солей), песок и даже мел.

На выходе получался фарфор с тёплым желтоватым оттенком. Он заметно отличался по цвету от холодной белизны китайского образца.
Кроме того, мягкий фарфор обжигали при сравнительно низкой температуре — не выше 1200°C. Такой материал получался менее прочным в сравнении с твёрдым фарфором, поэтому он и называется мягким.
По этой причине мягкий фарфор использовался для производства посуды недолго. Его популярность угасла вскоре после обнаружения в Европе залежей каолина и открытия первой формулы твёрдого фарфора в середине 18 века.
В современном производстве мягкий фарфор используют редко. Иногда он встречается в лимитированных сериях известных мануфактур. Например, французская фабрика Sèvres использует его для создания репродукций своих знаковых сервизов, которые выпускались в 18 веке.
Костяной фарфор — всё тот же фарфор, только помимо традиционных компонентов в него добавляют костяную золу — муку из костей крупного рогатого скота. Она может составлять до 50% формулы фарфора. Обжигают костяной фарфор при более низких температурах, чем твёрдый — около 1200℃.
Благодаря костяной золе фарфор получается тоньше, легче и иногда прочнее обычного. Отличается он и по цвету. Если классический фарфор ярко-белый, то костяной имеет более тёплый молочный оттенок.
Wedgwood — культовый производитель костяного фарфора из Англии. Коллекции бренда демонстрируют, каким разным бывает костяной фарфор: лаконичным и строгим, как в серии Intaglio, колоритным и смелым, как Wonderlust.
Ни Wedgwood, ни другие крупные производители не раскрывают секретов изготовления фирменной костяной золы. Понятно одно: изготовление фарфора — процесс длительный и сложный, а производство костяного фарфора усложняется ещё и необходимостью тщательной обработки костяной золы. Поэтому костяной фарфор обычно дороже классического.
Сделан во Франции: что такое лиможский фарфор?
Китай подарил миру твёрдый фарфор, Англия разработала формулу костяного, а Франция внесла свой вклад в фарфоровое искусство, создав неповторимый лиможский фарфор.
Лиможский фарфор — это одна из разновидностей твёрдого фарфора. Технология его производства не отличается от классической: смесь каолина, кварца и полевого шпата подвергается многократному обжигу при высоких температурах.
Главное в лиможском фарфоре — его состав. В 1768 году неподалеку от Лиможа обнаружили месторождения уникального каолина. Глина ярко-белого цвета содержала минимальное количество примесей вроде оксида железа.

Минерал стал идеальным сырьём для производства фарфора: он придавал посуде особую белизну после обжига. Обычный твёрдый фарфор обладает белым цветом без выраженного оттенка. Лиможский отличается кипенно-белым цветом с холодным голубым подтоном.
На родине лиможский фарфор ценят очень высоко: его признали нематериальным культурным наследием Франции. Сегодня правом использовать это название обладают всего 33 производителя, что делает изделия из Лиможа особенно престижными.
Характеристики разных видов фарфора: (они могут незначительно меняться — в зависимости от типа изделия и производителя)
Бисквит или фарфор с глазурью: в чём разница?
Виды фарфора отличаются не только составом, но и методом изготовления.
Обычно посуда из фарфора проходит несколько этапов производства, включая два обязательных обжига. После первого она становится пористой и хорошо впитывает глазурь, а после второго — приобретает плотность и прочность.
Чаще всего после первого обжига посуду покрывают глазурью и отправляют в печь повторно, чтобы глазурь придала фарфору гладкость и характерный блеск.
Некоторые производители оставляют фарфор без глазури. В этом случае после первого обжига изделие сразу отправляют в печь во второй раз. Такой фарфор называется бисквитным. Он имеет матовую, слегка бархатистую поверхность, которая напоминает мрамор.
Бисквитный фарфор встречается в коллекциях лиможского бренда Degrenne. Тарелки из серии L Couture покрыты глазурью только в центре, а бортики намеренно оставлены бархатистыми. За счёт этого рельефный кружевной узор на посуде выглядит более живым и фактурным.
Похожий приём использует другая лиможская мануфактура Raynaud. В коллекции Italian Renaissance глазурь также гармонично сочетается с элементами «бисквита». К примеру, чашка из серии покрыта блестящей глазурью, тогда как блюдце осталось матовым. Это не только красиво, но и практично: чашка постоянно контактирует с такими красящими напитками, как чай и кофе. Чтобы за посудой было легче ухаживать, чашку сделали глянцевой.
Такая техника требует больше времени, чем полное глазурирование. Не достаточно просто окунуть посуду в чан с жидкостью. Сначала нужно нанести защитный состав на те участки, которые должны остаться матовыми, а сверху покрыть слоем глазури. Тем не менее, сочетание «бисквита» и глянца — популярная техника среди лиможских фабрик.
Мейсенский, веджвудский, севрский: «именные» виды фарфора
Некоторые разновидности фарфора получили свои названия благодаря известным мануфактурам, которые внесли особый вклад в развитие фарфорового искусства.
Первым делом на ум приходит мейсенский фарфор, названный в честь мануфактуры Meissen. Ведь именно она положила начало всему европейскому фарфору.
В 1708 году немецкий алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер совершил прорыв, открыв формулу твёрдого фарфора. Благодаря его стараниям в 1710 году в Мейсене появилась первая в Европе фарфоровая мануфактура, которая работает по сей день.
Мейсенский фарфор — это классический твёрдый фарфор. Один из самых известных мотивов фабрики — «луковый узор», разработанный в 1730-х годах и вдохновленный традиционным китайским фарфором.
Несмотря на название, никаких луковиц в узоре вы не найдёте. Дело в том, что китайские мастера часто изображали на сине-белой посуде гранаты и персики — символы плодородия и долголетия на Востоке. А художники Meissen переняли эту традицию, но не учли, что для европейцев эти фрукты были чужды. Поэтому витиеватые узоры местная публика по ошибки приняла за луковицы.
Посуда с «луковыми узорами» — признанная классика и наследие бренда. Meissen до сих пор использует культовый мотив в современных коллекциях.
Тем не менее мануфактура активно экспериментирует со стилями и дополняет классические барочные серии более современными и трендовыми дизайнами. Среди новых коллекций Meissen много лаконичной посуды, часто в белом цвете со строгой геометрией или волнообразным рельефом.
Яшмовый веджвудский фарфор (или Jasperware) — ещё один «именной» фарфор, главное достояние английской мануфактуры Wedgwood. Это особый вид фарфора, разработанный основателем фабрики Джозайей Веджвудом в 1770-х годах.
Джозайя был выдающимся гончаром и экспериментатором. Он провёл тысячи исследований, чтобы открыть формулу своей «яшмы». Оригинальная формула «джаспера» запатентована и до сих пор не раскрыта. Известно, что яшмовый фарфор похож по составу на классический, только в качестве основного компонента Веджвуд использовал сульфат бария.
Внешне изделия из «яшмы» похожи на «бисквитный» фарфор. Они не покрываются глазурью и имеют матовую поверхность. В отличие от классического фарфора, «джаспер» обжигается один раз при температуре 1200-1300℃.
Wedgwood выпускает из «яшмы» вазы, посуду и декоративные фигурки в более чем тридцати цветах — от фирменного светло-голубого (Wedgwood Blue) до более ярких оттенков. Чаще всего изделия украшены белым рельефным узором с классическим мотивом.

Севрский фарфор — вид фарфора, история которого началась в 1740 году с основания мануфактуры в Венсене. Позже она переехала в Севр, ближе к Парижу. С самого начала фабрика работала под покровительством Людовика XV и его фаворитки мадам де Помпадур, благодаря чему получила и финансовую поддержку, и статус королевской.
Севрская мануфактура славилась мастерством цветной росписи. Фабрика разработала собственную палитру оттенков для декорирования фарфора. Особенно популярными были её вазы, покрытые глазурью глубокого синего цвета — это был «Королевский синий» (bleu de roi). Другой знаковый цвет мануфактуры — «розовый Помпадур». Он идеально дополнял пасторальные сцены и цветочные мотивы в стиле рококо.
Помимо богатой цветовой палитры, изделия из Севра выделялись новаторскими техниками декорирования. Например, мануфактуру прославил «сетчатый» фарфор: ажурный узор, напоминающий тонкое кружево, вырезали на сырой глиняной заготовке.
New Bone China: новый вид фарфора
Наряду с классическими видами фарфора существуют и новые материалы, такие как New Bone China. Он имитирует костяной фарфор, но технически им не является.
В нём отсутствует главный компонент костяного фарфора — собственно, костяная зола. Вместо неё в New Bone China добавляют искусственные заменители, например, фосфаты кальция или нефрит.
В отличие от настоящего костяного фарфора, New Bone China обжигают только один раз при температуре 1000–1200 ℃. Посуда из такого материала внешне похожа на костяной фарфор и даже обладает схожим звоном. Однако искусственные заменители не позволяют ему достичь белизны, прочности и лёгкости настоящего костяного фарфора.
New Bone China стал отличной альтернативой для тех, кто по разным причинам не может использовать костяной фарфор. Например, веганы и люди, отказавшиеся от продуктов животного происхождения из религиозных соображений.

Главное о типах фарфора
- Фарфор бывает твёрдый и мягкий. В магазинах чаще всего представлен именно твёрдый фарфор. Мягкий используют для производства посуды крайне редко.
- Костяной фарфор — более дорогая разновидность фарфора с другим составом. Он тоньше и легче твёрдого. Его можно распознать по молочному оттенку.
- Бисквит — это фарфор, не покрытый глазурью. Он матовый и бархатистый на ощупь.
- Лиможский фарфор — твёрдый фарфор, произведенный во французском Лиможе. Его особенность — насыщенный ярко-белый цвет.
- Именной фарфор — фарфор, который связан с известной мануфактурой. Мейсенский, севрский или веджвудский (яшмовый) — благодаря богатой истории и уникальным традициям эти названия стали почти нарицательными.
- New Bone China — имитация костяного фарфора для веганов. Он не содержит костяную золу в составе. Внешне похож на настоящий, но более хрупкий.