Зарождение бренда
Филипп Абрахам Розенталь родился 6 марта 1855 года в городке Верль на западе Германии. Его отец был успешным предпринимателем и одним из богатейших людей в округе. Он руководил производством фарфора и стекла, и Филипп с детства учился этому ремеслу. Однако юноша не стремился продолжать семейное дело. В 1872 году он отправился в Северную Америку, как и многие его соотечественники, в поисках лучшей жизни и приключений.

В тот же год в США произошла Великая алмазная афера. К концу 19 века золотые лихорадки случались уже не раз, но алмазные лихорадки были редкостью. Новость об алмазных копях вскружила головы сотням людей. К концу года выяснилось, что крупнейшее месторождение алмазов оказалось фальшивым. В аферу были втянуты даже Чарльз Тиффани и 1-й барон Ротшильд.
В Нью-Йорке 17-летний Филипп был мальчиком на побегушках, лифтером, мойщиком посуды. Позже он перебрался в Техас, где вел приключенческую жизнь ковбоя на Диком Западе — работал конным почтальоном. Он передавал новости с места событий местным газетам.
Наконец он устроился агентом в детройтскую компанию по импорту европейских товаров Jacob Meyer Brothers и возглавил отдел стекла и игрушек. Напомним, что отец Филиппа с детства обучал его своему ремеслу. Эти знания и способствовали его карьерному росту.
В 1879 году Розенталю поручили вернуться на родину, чтобы закупить расписной фарфор компании Hutschenreuther. Их фабрика располагалась в баварском городе Зельбе.

Филиппу не удалось добиться успеха в переговорах с Hutschenreuther. И все же эта поездка была замечательной возможностью вновь встретиться с семьей. Родственники были так рады его видеть, что отговаривали от возвращения в США. Отец дал ему совет: «С таким же успехом ты можешь пробиться в Германии, попробуй!»
И Филипп решил попробовать. На накопленный за годы работы в США капитал он основал студию по росписи фарфора. Мастерская расположилась в подвале замка Эркерсройт недалеко от Зельба. Он заказывал готовый белый фарфор у соседних фабрик Hutschenreuther и Zeidler и вместе со знакомым художником его расписывал. Полный энтузиазма Филипп лично отвозил готовый товар на четырехколесной ручной тележке на ближайшую ж/д станцию Плёсберг для отправки в США. Но для постоянного экспорта у его маленькой компании пока не было ресурсов.

Местных жителей работы Розенталя мало интересовали. Ему постоянно приходилось занимать деньги, чтобы продолжать свое дело. Успех пришел неожиданно — благодаря выпуску пепельницы с ироничной надписью «Место для отдыха зажженных сигар». Необычное сочетание колкого юмора и классического немецкого фарфора сделало пепельницу настоящим авангардом. За короткое время Розенталь продал так много пепельниц, что смог разобраться со всеми финансовыми проблемами.

Эта победа обеспокоила производителей фарфора. Hutschenreuther и Zeidler увидели в нем конкурента и прекратили поставлять посуду для росписи. Но Филипп не растерялся: заработанных с помощью пепельницы денег хватило на открытие собственной небольшой фабрики в Зельбе. Ему удалось привлечь новых партнеров, и уже в 1897 году было основано акционерное общество Philipp Rosenthal & Co.
В тот период на фарфоре обычно ставили лишь символические логотипы. Розенталь же решил нанести свое имя на изделия крупным шрифтом. Хотя сначала это решение приносило только жалобы покупателей, эмблема сделала бренд узнаваемым.

«Золотой век» компании
Филипп Розенталь много путешествовал по стране, презентуя свои товары на ярмарках и выставках под лозунгом «Всегда новейшие формы и декор». Пока другие производители фарфора работали в традициях строгого ампира, он чутко следил за настроением своей эпохи. На заре 20 века компания Rosenthal начала производить фарфоровые сервизы в югендштиле — немецком воплощении модерна.
На рубеже 19–20 веков в Европе возникло новое художественное направление — модерн. Деятели разных стран давали ему свои названия: ар нуво во Франции, либерти в Италии, югендштиль в Германии. Югендштиль или югенстиль (нем. «новый стиль») вдохновлен цветочными узорами и другими природными мотивами. Для югендштиля характерны динамичные линии и плавные формы.

В 1908 году Розенталь приобрел акции Thomas — знаменитого изготовителя фарфора и бывшего конкурента. Фриц Томас в тот момент лишился своего главного акционера и очень нуждался в финансовой поддержке. Только благодаря сотрудничеству с Розенталем производство удалось возобновить. Thomas существует и сегодня. Компания выпускает изящные изделия из фарфора и керамики в той же группе компаний, что и Rosenthal.

В 1910 году в Rosenthal открылось подразделение художественной керамики. Знаковым продуктом стали утонченные фарфоровые статуэтки, которые до него выпускали только королевские фабрики. Статуэтки получали гран-при Всемирной выставки в Брюсселе и принесли Rosenthal мировую известность.
Компания даже сотрудничала с Disney и выпустила под брендом Rosenthal фигурку Микки Мауса.

Среди «золотых» коллекций Rosenthal особое место занимает Maria White.
В 1916 году Филипп женился на Марии Франк. Для обоих это был второй брак, Мария была намного моложе Филиппа, но друг в друге они нашли то, что сделало их счастливыми.
В честь рождения сына и наследника Филиппа-младшего Мария получила уникальный подарок — тончайший фарфоровый сервиз в английском стиле, украшенный цветками граната. Фарфор Maria прославил любовь Розенталя к супруге на весь мир.
Maria по сей день остается одним из самых продаваемых дизайнов фарфора во всем мире. Около ста лет коллекция выпускалась в белом цвете, но позже её дополнили пастельные вариации: пепельно-бежевая Maria Pale Orchid и мятная Maria Pale Mint.

В 1920-х годах Филипп Розенталь получил лицензию Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине и выпустил еще один бестселлер — Sanssouci.
История коллекции начинается в середине 18 века. Прусский король Фридрих Великий заказал у той самой Королевской мануфактуры сервиз специально для нового дворца в Потсдаме. Рельеф посуды цвета слоновой кости повторял лепнину эпохи рококо на сводах дворца Сан-Суси.
К концу 19 века рококо в посуде снова стало модным. И многие немецкие фабрики повторяли оригинальный дизайн коллекции с разрешения Королевской мануфактуры.
Но только Розенталь смог добиться эксклюзивной лицензии на дизайн Sanssouci. Другие фабрики выпускать Sanssouci более не могли.

Время перемен
В разных городах Германии открывались новые фабрики Rosenthal. На них трудилось уже более 7000 сотрудников, и Филипп старался обеспечить для них лучшие условия. Работники получали самые высокие зарплаты в индустрии, оплачиваемые отпуска, жилье и ясли для детей. Это новаторство в сфере труда обеспечило высокую эффективность работы.

В 1929 году компания отметила 50-летие в статусе мирового производителя фарфора. Фабрики выпускали миллионы изделий, а офисы продаж в стране и за рубежом были полны клиентов.
Сервировать стол немецким фарфором Rosenthal считалось особенно престижным — его покупали даже королевские семьи иностранных государств. За заслуги перед керамической промышленностью Филипп Розенталь получил степень доктора технических наук. Однако триумф был омрачен приходом фашистов к власти.
В 1934 году его вынудили отказаться от председательства в совете директоров, а вскоре объявили недееспособным. Филипп Розенталь умер в 1937 году.
Семье пришлось передать весь свой пакет акций правительству и эмигрировать. Только через 10 лет в Германию вернулся Филипп Розенталь-младший, сын основателя. Он вел не менее авантюрную жизнь за границей, чем его отец: получил степень магистра искусств в Оксфорде, служил военным в Африке, работал журналистом в английском издании.

По просьбе матери Филипп собирался вернуть компанию семье. Через суд он получил 6% акций компании, место в совете директоров и должность менеджера по рекламе. Позже он руководил отделами дизайна и продаж, а к 1958 году смог занять должность генерального директора.
Хотя его отец когда-то владел 20% акций, Филипп не стремился возвращать наследство полностью. Его мало интересовало управление бизнесом — он хотел воплощать творческие идеи. Под его руководством компания встала на новый путь развития, который позже назовут «Жить с искусством».
После поражения во Второй мировой войне Германия переживала острый кризис национальной идентичности. Восстановление страны требовало поиска новых форм. Деятели искусства стремились отойти от нацистского наследия и традиционных стилей. В 1950-е годы как основное направление укрепился функционализм — стремление к практичности и простоте.
«Новый взгляд» Розенталя-младшего
Филипп не отменил выпуск классических коллекций своего отца. Однако он поддержал новый курс сотрудничеством с архитектурной школой Баухус. Её основатель Вальтер Гропиус спроектировал новое здание главной фабрики Rosenthal, соединив строгую геометрию с тропической природой. На территории обитали фламинго, а в центре бетонного здания росли экзотические растения.
Фабрика до сих пор функционирует и является историческим памятником. Увидеть здание можно только снаружи. А вместо фламинго на территории фабрики теперь обитают черепашки.

У Розенталя появилась смелая идея создать вместе с Гропиусом коллекцию посуды. Он вспоминал, что сначала даже не решался обратиться к знаменитому архитектору: «Это все равно что пригласить папу римского на крещение моей дочери».
Но Гропиус с энтузиазмом приступил к работе, и мир увидел фарфоровую коллекцию TAC (The Architects Collaborative). Она получила престижную международную премию IF Design Award за лучший дизайн. Её продолжением стала коллекция бокалов TAC Crystal из прозрачного стекла.

Реновации Филиппа-младшего не ограничились дизайном. Он инвестировал в технологии и производство более €30 млн, и его вложения окупились. Компания Rosenthal стала одной из самых современных и технологичных фабрик и в Германии, и во всем мире.
Филипп Розенталь дружил со многими деятелями искусства и не ограничивался одним стилем. В 1961 году он создал мастерскую Rosenthal Studio Line, в которой работал вместе с Энди Уорхолом, Сальвадором Дали, Раймондом Лоуи и другими знаменитыми современниками.

Постоянными покупателями Studio Line были Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, королева Таиланда Сирикит и королева Бельгии Фабиола.
В 1970-х Розенталь экспериментировал, добавляя в ассортимент мебель и нестандартный декор для дома. Он пригласил финского художника Тапио Вирккала, главную фигуру скандинавского дизайна. Вирккала разработал керамическую вазу для цветов Tutenvase в виде помятого бумажного пакета.
Арт-объект стал культурным феноменом, который стремились повторить другие компании.

Культовой стала коллаборация Rosenthal и модного дома Versace. Первая коллекция Medusa была представлена в 1992 году.
В центре внимания — золотая голова Медузы среди барочных орнаментов. Дизайн разработал лично Джанни Версаче. Кутюрье хотел показать, что Versace — это особое отношение к жизни, которое проявляется в деталях.
За 30 лет совместной работы были выпущены фарфоровые и хрустальные коллекции посуды, а также столовые приборы и декор для дома. В интерпретации креативного директора бренда Донателлы Версаче линейка Rosenthal meets Versace остается актуальной и в 21 веке.

Rosenthal нового времени
Сегодня продукция Rosenthal представлена в 105 странах от США до Индии. Бренд продолжает расширяться и совершенствовать свой ассортимент, не забывая о традициях. В 2004 году на месте исторической фабрики в Зельбе открылся музей Porzellanikon, в котором среди дымовых труб и производственных переходов представлены все знаковые коллекции.

Символичным событием стала покупка в 2000 году старинного фарфорового бренда Hutschenreuther — того самого, который когда-то отказал Розенталю-старшему в поставках белого фарфора для росписи. Сейчас бренды развиваются вместе, и Hutschenreuther выпускает уютные рождественские коллекции посуды и ёлочных игрушек.
Филипп Розенталь-младший умер в 2001 году и был похоронен у замка Эркерсройт. В том самом замке, в подвале которого зародилась семейная компания.
Наступило сложное время для бренда. Несмотря на яркую коллаборацию с Карлом Лагерфельдом, Rosenthal не удавалось удерживать конкуренцию с производителями более доступных изделий.
Новым ударом стал мировой финансовый кризис 2008 года. Британская группа Waterford Wedgwood, которая с 1997 года владела 90,7% акций Rosenthal, объявила о банкротстве. Сам Rosenthal терпел колоссальные убытки и был близок к закрытию. Ситуацию спасло присоединение в 2009 году к Arcturus Group — одному из главных международных поставщиков премиальных дизайнерских продуктов.
Сегодня бренд выпускает успешные коллекции по строгим стандартам немецкого производства. Тонкие грани фарфоровых изделий Rosenthal слегка просвечивают на свету.

На основе акварельных рисунков швейцарской художницы Регулы Штюдли была выпущена нежная цветочная коллекция Brillance Fleurs Sauvages. Её продолжением стала Brillance Fleurs des Alpes, вдохновлённая альпийскими пейзажами. Коллекции Mesh White, Mesh Cream и Mesh Mountain были созданы вместе с испанским дизайнером Джеммой Берналь и воплощают непринуждённый стиль Барселоны.
В новых коллекциях авангард переплетается с классической эпохой, не предавая главный принцип: «Жить с искусством». Бренд полюбился экспериментальными решениями, высоким качеством и вдохновляющей историей своих основателей. В России официальную продукцию Rosenthal вы можете приобрести в нашем интернет-бутике Reywood.