Мануфактуры

Коллекция Bernadotte от Georg Jensen: посуда, которую создал принц Швеции

Скандинавский дизайн, зародившийся в начале 20 века, основывается на принципе: форма следует за функцией. Этот подход выразил шведский «принц дизайна» Сигвард Бернадот, создавая не просто красивые, но и практичные предметы. Его серия серебряной посуды для Georg Jensen стала символом эстетики и функциональности. Рассказываем, почему коллекция Bernadotte стала знаковой и как её переосмысляют сегодня.
Содержание

Георг Йенсен: от ар-нуво до функционализма

Дизайнерский дом Georg Jensen начинался с небольшой ювелирной мастерской в Копенгагене. Георг Йенсен основал ее в 1904 году. В студии трудился он сам и несколько его учеников. Каждое изделие — от браслета до броши — создавалось ими вручную.

Серебро Йенсена отличалось обилием деталей и сложным скульптурным декором. В его работах раннего периода узнаются замысловатые цветочные узоры и другие природные мотивы. Будь то пряжка с опалами в форме стрекозы или фирменная брошь в виде голубя, созданная в союзе с художником Кристианом Моел Хансеном.

Георг Йенсен и его ранние работы
Георг Йенсен; брошь, созданная художником Кристианом Моел Хансеном

Естественные формы и чрезмерная декоративность украшений Йенсена идеально воплощают эстетику стиля ар-нуво. Он широко распространился в начале 20 века отчасти в ответ на подъем массового производства. Ар-нуво противостояло бездушным продуктам промышленной революции и отказывалось подражать стилям предыдущих эпох. Теперь художники искали вдохновение в природе.

К эстетике ар-нуво Йенсен тяготел всегда. В своих работах он воплощал картины из детства, проведенного в живописных окрестностях Радвада, к северу от Копенгагена. Символы природного мира — плавные формы, скульптурные орнаменты, букеты цветов и винограда —  узнаваемый почерк мастера.

Ваза в стиле ар-нуво — первые работы Георга Йенсена
Андерс Андерсен-Ландби – картина «Радвад»; работа Георга Йенсена в стиле ар-нуво

Параллельно работе над украшениями мастерская Йенсена занималась изготовлением посуды. В 1905 году свет увидел первый чайник из серии Blossom, дизайн которого отсылает к японской культуре. На поверхности чайника видны характерные для работ Йенсена следы от молотка. Они, как считал мастер, помогают создать мягкое мерцание, похожее на сияние лунного света.

Чайник из серии Blossom — первые работы Георга Йенсена
Чайник из серии Blossom

К концу 1920-х годов популярность ар-нуво в Европе постепенно спадает. Все более влиятельным становится модернистское движение. В странах Скандинавии оно вылилось в форму функционализма. Энтузиасты призывали адаптировать дизайн под потребности современного человека. Отказаться от показной роскоши и витиеватого декора в пользу простоты и лаконичности.

Йенсен хорошо чувствовал дух времени, поэтому противиться новым веяниям не стал. Вскоре его компания перестроится, отойдет от традиционного дизайна и примет идеи набирающего популярность функционализма.

Шведский принц, изменивший датскую классику

В 1930 году Георг Йенсен впервые приглашает в компанию дизайнера не датского происхождения. Оживить бренд и вдохнуть в него свежие краски доверили молодому дизайнеру из Швеции Сигварду Бернадоту. Он только окончил учебу и почти не имел опыта, но именно его видение определило дальнейшую судьбу бренда.

Подходы к дизайну у Йенсена и Бернадота совпадали. Оба считали важным окружать себя красотой в повседневной жизни. Оба стремились наделить предметы домашнего уюта смыслом и практической пользой. Только по стилю исполнения они расходились. Если первый предпочитал более декоративный и сложный дизайн, то второй стремился к упрощению и практичности.

Бернадот был одержим идеями функционализма и воплощал их в каждой своей работе для Georg Jensen. Он привнес в датскую серебряную традицию строгие формы, геометрические фигуры и четкие линии. Предметы получались лаконичными, лишенными вычурного декора.

Первые изделия Сигварда Бернадота для Georg Jensen
Сигвард Бернадот и одна из его работ бля бренда Georg Jensen

Бернадота принято называть «принцем дизайна». Он был сыном короля Швеции Густава VI Адольфа, вторым в очереди на престол. Существует мнение, что именно этот факт его биографии повлиял на решение Йенсена принять дизайнера на работу. Якобы связи с правящими семьями Швеции и Дании помогли бы укрепить положение бренда. Как бы то ни было, Бернадот потерял титул принца в 1934 году, женившись на простолюдинке — актрисе Эрике Марии Пацек.

Чем уникальна коллекция Bernadotte

В 1938 году Бернадот приступил к созданию знаковой для бренда Georg Jensen серии посуды из серебра. В работе он использовал ключевые для функционального стиля элементы. Здесь преобладают простые геометрические формы, ясные линии и четкие контуры.

Характерная особенность посуды Bernadotte — приятная на ощупь рельефная текстура. Такой дизайн получил самый узнаваемый предмет в коллекции — кувшин с волнистыми стенками и округлой ручкой. В том же стиле выполнена ребристая ваза для фруктов. Весь ее декор сводится к прямым параллельным линиям, создающим эффект строгой симметрии.

Первые предметы из коллекции Bernadotte от Georg Jensen
Первые предметы из коллекции Bernadotte от Georg Jensen

Бернадот часто использовал сложную фактуру. В отличие от Йенсена он любил тщательно отполированные сверкающие поверхности. Мягкие волны и тонкие грани помогали усилить игру света и придать изделию особую выразительность.

Коллекция Bernadotte в современном прочтении

Изначально вся посуда из серии изготавливалась из серебра вручную, но со временем процесс производства модернизировался. Столовое серебро, хоть и олицетворяло роскошь, доставляло много неудобств в быту. Оно быстро темнело и требовало регулярной полировки для сохранения блеска. Поэтому на смену традиционному металлу пришли более неприхотливые в использовании материалы.

В 2002 году Georg Jensen решил переосмыслить знаменитую коллекцию, придав ей современное звучание. Бренд перевыпустил часть изделий, сохранив оригинальный дизайн Сигварда Бернадота. Один из самых узнаваемых предметов в коллекции — термокувшин с характерными рифлеными изгибами — теперь производится из нержавеющей стали. При этом полируется изделие, как и прежде, вручную.

Знаменитый термокувшин Bernadotte от Georg Jensen

С каждым годом коллекция Bernadotte пополняется новыми предметами. Помимо классических моделей, созданных самим Бернадотом, в серии представлены вдохновленные его творчеством изделия. В их дизайне все так же улавливаются характерные для мастера декоративные приемы. Даже культовый термокувшин получил новое прочтение: он сохранил узнаваемый силуэт, но приобрел матовую поверхность и теперь доступен в пяти оттенках.

Цветные термокувшины Bernadotte от Georg Jensen

В 2021 году коллекция пополнилась посудой из фарфора и хрусталя. В серии появились белоснежные тарелки с минималистичным дизайном и бокалы с волнистыми стенками. Вся обновленная коллекция сохранила фирменную фактурность и строгие, лаконичные формы. Тонкие геометрические грани прослеживаются на столовых приборах, ручках подносов, бортиках тарелок.

Сейчас серия включает даже те предметы, которые редко встречаются в других коллекциях: подставки для яиц, набор из солонки и перечницы или ложку-ситечко для заваривания чая. Большой выбор предметов позволяет закрыть все потребности в сервировке.

Многолетнее сотрудничество Сигварда Бернадота с Georg Jensen стало знаковым не только для самого бренда. Оно оказало значительное влияние на развитие скандинавского дизайна в целом. Стиль мастера, сочетающий функциональность и эстетику, стал доминирующим в современном дизайне. Коллекция Bernadotte тоже не потеряла своей актуальности и до сих пор остается одной из самых популярных у бренда Georg Jensen.

Рекомендуемые статьи