Мануфактуры

Лиможский фарфор Raynaud: 100 лет семейной истории

Raynaud (Рейно́) — один из самых известных производителей лиможского фарфора в мире. Их посуду можно встретить как на царских приёмах, так и в мишленовских ресторанах. Уже три поколения мануфактурой Raynaud управляет одна семья. Поговорим о том, как им удаётся более века сохранять актуальность бренда, сочетая классику и современный подход в каждой коллекции.
Содержание

В чём ценность лиможского фарфора?

В 1768 году в окрестностях французского города Лиможа были обнаружены залежи каолина — чистейшей белой глины. По легенде, жена местного аптекаря использовала для стирки необычный белый грунт. Когда аптекарь изучил его, то понял, что местная глина пригодна для производства тонкого и прочного фарфора.

Сегодня Лимож признан столицей французского фарфора. Лиможский  фарфор отличается кипенно-белым цветом с холодным голубым подтоном, тонкими полупрозрачными стенками и высокой прочностью.

Первопроходцами фарфорового ремесла в Лиможе стали фабрики Haviland (основана в 1842 году) и Bernardaud (в 1863 году). Именно они разработали и внедрили основные технологии производства, обжига и декорирования фарфора.

Обе фабрики ориентировались на крупные объёмы и экспорт, стремясь занять прочные позиции на международном рынке. На их фоне появление Raynaud стало смелым заявлением — основанный как небольшая мастерская, бренд с самого начала стремился конкурировать с лидерами рынка.

Фабрики Bernardaud и Haviland
Фабрики Bernardaud и Haviland

Основание бренда: Марсиаль Рейно

Основатель бренда Марсиаль Рейно (Martial Raynaud) начал карьеру в конце 19 века с торговли фарфором. Он закупал посуду у известных французских фабрик и предлагал её состоятельным клиентам по всему миру.

Он был не просто торговцем, а человеком с тонким вкусом и настоящей страстью к искусству. Много путешествовал, свободно говорил на нескольких языках, прекрасно ориентировался в культуре и художественных стилях.

В 1911 году Марсиаль Рейно открыл небольшую мастерскую по росписи фарфора. Он закупал белую посуду и приглашал художников, чтобы те воплощали его идеи. На тот момент лиможские производители придерживались традиционной эстетики: позолоченные узоры, природные оттенки, цветочные и пасторальные рисунки.

Марсиаль вдохновлялся направлениями ар-нуво и ар-деко — революционными для своего времени. Рейно первым во Франции начал адаптировать эти стили к фарфоровым изделиям, тем самым отстроившись от конкурентов. Он добавлял в декор яркие цвета, геометрические орнаменты, иногда делал отсылки к восточной живописи.

Марсиаль Рейно
Марсиаль Рейно
Первая печь Raynaud
Первая печь Raynaud
Фабрика Raynaud на улице Монжовис
Фабрика на улице Монжовис

Успех мастерской позволил Марсиалю в 1919 году приобрести собственную фабрику — Монжовис (Montjovis), расположенную на одноименной улице в Лиможе. В 1925 году предприятие получило официальное название Raynaud & Cie и зарегистрировало логотип: буква «R», обрамлённая лавровой ветвью. Уже через год на фабрике работало три печи и более 300 сотрудников.

Марсиаль решил делать ставку не на массовое производство, а на эксклюзивность и художественную ценность своих изделий.

Так в 1938 году он создал один из самых дорогих фарфоровых сервизов в мире — коллекцию Palais Royal (изначально — Promenade aux Champs-Élysées).

Она была разработана по заказу президента Франции Альбера Лебрена в подарок режиссёру Саше Гитри, который в том же году выпустил фильм «Вернёмся на Елисейские поля».

Коллекция Palais Royal (Promenade aux Champs-Élysées) от Raynaud
Коллекция Palais Royal (Promenade aux Champs-Élysées) от Raynaud
Коллекция Palais Royal (Promenade aux Champs-Élysées) от Raynaud

В основе декора — сюжет, вдохновлённый гравюрой художника 18 века Луи Кармонтеля. Все элементы орнамента нанесены вручную.

Композиция отличается сложной палитрой и множеством мелких деталей, требующих исключительной точности: краски не должны смешиваться, а каждая линия должна быть безупречной. В отделке используется 24-каратное золото. Коллекция стала настоящим манифестом высокой фарфоровой живописи.

Бренд Raynaud по-прежнему выполняет индивидуальные заказы для известных людей. В разные годы они создавали посуду для президентов США, Майкла Джексона и даже эксклюзивную коллекцию для свадьбы принца Чарльза и принцессы Дианы.

Второе поколение: Андре Рейно

Сын Марсиаля — Андре Рейно (Andre Raynaud) с юных лет работал вместе с отцом на фабрике. Он с живым интересом изучал все технологии и разбирался в процессах, помогая Марсиалю. Но больше всего Андре увлекала художественная сторона — он любил рисовать и придумывать дизайны для новых коллекций.

В 18 лет Андре уже получил первое признание своего мастерства. Он выиграл серебряную медаль на Парижской международной выставке искусств и технологий за посуду собственного дизайна. Для Андре эта награда стала подтверждением его таланта и мотивацией продолжать дело семьи.

Андре Рейно, медаль Парижской международной выставки искусств и технологий
Андре Рейно, медаль Парижской международной выставки искусств и технологий

Андре работал вместе с Марсиалем ещё много лет, прежде чем возглавил компанию в 1952 году после смерти отца. Он хорошо разбирался как в искусстве, так и в технологиях, поэтому поставил амбициозную цель — обновить производство, найти новые формы, цвета и визуальные решения.

Кроме того, Андре коллекционировал старинный фарфор и часто переосмысливал то или иное дизайнерское решение в новых коллекциях Raynaud. Так, создавая коллекцию Compagnie des Indes, он вдохновился китайскими орнаментами 18 века, которые в то время были очень популярны во Франции. Андре адаптировал их под современную эстетику, смягчив форму рисунка и выбрав более нежные оттенки.

Коллекция Compagnie des Indes от Raynaud
Коллекция Compagnie des Indes

Его творческие эксперименты были успешны. Raynaud заявил о себе как о модном бренде, сочетающем классическое и авангардное искусство. Именно Андре начал систематическое сотрудничество с крупнейшими художниками 20 века. Среди них — поэт, драматург и художник Жан Кокто, мастер сюрреализма Сальвадор Дали, модный дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак. Многие из этих арт-коллекций были лимитированными, что делало их особенно ценными для коллекционеров.

Серия Jean Cocteau by Raynaud создана в сотрудничестве с Комитетом Жана Кокто. Она вдохновлена узнаваемым стилем художника, который критики называют «мифологическим минимализмом». В коллекции представлены тарелки как в чёрном цвете, так и в мягких пастельных тонах: пудровом, серо-голубом и дымчато-зелёном. Их украшают тонкие силуэты Орфея, Эвридики, Протея и Антиноя. Кофейные чашки покрыты зеркальной платиной, а на блюдцах — перевёрнутые цитаты самого Кокто.

По мотивам гравюр, созданных Сальвадором Дали в конце 1960-х годов, Raynaud разработали коллекцию из шести тарелок. Они выполнены в характерной для Лиможа технике Bleu de four. В работах использованы образы Гретхен из «Фауста» Гёте, золотого тельца и другие сюжеты. Изображения нанесены тонкими синими и золотыми линиями, напоминающими гравировку. На обратной стороне — индивидуальный номер и автограф Дали.

Жан Кокто
Жан Кокто
Коллекция Jean Cocteau от Raynaud
Коллекция Jean Cocteau
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали
Тарелка «Золотой телец» от Raynaud
Тарелка «Золотой телец»

Bleu de four — техника декорирования фарфора, популярная среди лиможских мастеров в 18 веке. Изделие покрывают глазурью с высоким содержанием оксида кобальта и обжигают при температуре около 1400 °C. В результате получается насыщенный синий фон, на который затем наносится декор из 24-каратного золота.

Эти коллаборации были не просто рекламным ходом, они отражали глубокую философию Андре: фарфор Raynaud — это не только посуда, но и полотно для настоящего искусства.

Андре Рейно по праву считается тем, кто превратил Raynaud в один из самых уважаемых фарфоровых домов Франции.

Третье поколение: Бертран Рейно

Бертран Рейно (Bertrand Raynaud) более 10 лет работал на фабрике вместе со своим отцом Андре, прежде чем в 1992 году занял его место. Этот год был непростым для компании: на производстве случился пожар, который нанёс большой материальный урон фабрике.

Чтобы спасти семейное дело, Бертран привлёк к сотрудничеству известную французскую ювелирную мануфактуру Ercuis. Компания приобрела долю в Raynaud, помогла восстановить и реструктурировать бренд.

Он также принял решение о переносе производства в Город Иль (Isle) на юго-западе от Лиможа. При этом одну из старейших печей фабрики Монжовис, созданную в 1856 году, сохранили как исторический артефакт. Её по-прежнему можно увидеть в центре Лиможа на улице Монжовис.

Бертран Рейно
Бертран Рейно

Как повар и поклонник высокой гастрономии, Бертран привнес своё видение в эстетику Raynaud. Именно под его руководством бренд стал активным партнёром мишленовских шефов: Томаса Келлера (The French Laundry, США), Анн-Софи Пик (Maison Pic, Франция), Арно Лаллемана (L'Assiette Champenoise, Франция). Вместе с ними создавались коллекции фарфора, вдохновлённые авторской кухней и атмосферой каждого ресторана.

Особой популярностью среди рестораторов пользуется коллекция Paradis, она была разработана совместно с британским интерьерным домом Фроменталь, который выпускает обои ручной работы. Они используют натуральный шёлк и рисовую бумагу, которые расписывают вручную или украшают вышивкой. Их узнаваемые мотивы в стиле шинуазри легли в основу этой серии посуды.

Серия выпускается в белом и голубом цветах, а её поверхность украшена изображениями птиц. В интерьере ресторана посуда с таким дизайном выглядит особенно выразительно. Один из примеров — ресторан Igniv в Бангкоке, где Paradis используют с момента открытия. Их сервировки настолько привлекательны, что глядя на их эстетику, хочется незамедлительно вылететь в Бангкок.

Коллекция Paradis от Raynaud
Коллекция Paradis от Raynaud
Коллекция Paradis от Raynaud
Коллекция Paradis от Raynaud
Коллекция Paradis от Raynaud

В работе мануфактуры активно участвуют и другие члены семьи Рейно. Некоторые знаковые коллекции бренда были разработаны женой Бертрана — дизайнером Мариэлой Шварц Монтиэль.

Мариэла работала с Gucci, Chloè, Oskar de la Renta, Yohji Yamamoto и другими крупными брендами. Она создала для Raynaud коллекцию Oskar, вдохновлённую стилем баухаус. Каждая тарелка или чашка украшена тонким геометрическим узором из чёрных и золотых линий, которые контрастируют с белизной фарфора. В этой серии четыре разных орнамента, которые отличаются цветами и плотностью геометрической «сетки».

Мариэла Шварц Монтиэль
Мариэла Шварц Монтиэль
Коллекция Oscar от Raynaud
Коллекция Oscar
Коллекция Oscar от Raynaud
Коллекция Oscar от Raynaud
Коллекция Oscar от Raynaud

Бертран сохранил стиль сотрудничества своего отца и деда — это диалог, открытость и доверие к креатору. Не навязывая собственное видение, он предлагает художнику «оживить» фарфор своим голосом.

Raynaud в 21 веке

С 2015 года Raynaud стал частью итальянской Arcturus Group, которая объединяет ведущих производителей посуды, кухонной утвари и предметов интерьера.

А в 2018 году бренд одним из первых среди производителей французского фарфора получил знак Porcelaine de Limoges. Эта маркировка — официальный знак качества, его могут использовать только те компании, которые производят свои изделия в Лиможском регионе.

Коллекция Italian Renaissance от Raynaud
Коллекция Italian Renaissance
Коллекция Italian Renaissance от Raynaud
Коллекция Italian Renaissance от Raynaud
Коллекция Italian Renaissance от Raynaud

История Raynaud — это история трёх поколений, которым удалось не просто сохранить семейное дело, но и сделать его актуальным и узнаваемым — как сто лет назад, так и сегодня.

От самого дорого сервиза по заказу президента Франции до предметов декора в духе современного минимализма — Raynaud остаётся символом диалога между прошлым и будущим. Бренд продолжает творить, превращая лиможский фарфор в поэзию.

Рекомендуемые статьи