В чём ценность лиможского фарфора?
В 1768 году в окрестностях французского города Лиможа были обнаружены залежи каолина — чистейшей белой глины. По легенде, жена местного аптекаря использовала для стирки необычный белый грунт. Когда аптекарь изучил его, то понял, что местная глина пригодна для производства тонкого и прочного фарфора.
Сегодня Лимож признан столицей французского фарфора. Лиможский фарфор отличается кипенно-белым цветом с холодным голубым подтоном, тонкими полупрозрачными стенками и высокой прочностью.
Первопроходцами фарфорового ремесла в Лиможе стали фабрики Haviland (основана в 1842 году) и Bernardaud (в 1863 году). Именно они разработали и внедрили основные технологии производства, обжига и декорирования фарфора.
Обе фабрики ориентировались на крупные объёмы и экспорт, стремясь занять прочные позиции на международном рынке. На их фоне появление Raynaud стало смелым заявлением — основанный как небольшая мастерская, бренд с самого начала стремился конкурировать с лидерами рынка.

Основание бренда: Марсиаль Рейно
Основатель бренда Марсиаль Рейно (Martial Raynaud) начал карьеру в конце 19 века с торговли фарфором. Он закупал посуду у известных французских фабрик и предлагал её состоятельным клиентам по всему миру.
Он был не просто торговцем, а человеком с тонким вкусом и настоящей страстью к искусству. Много путешествовал, свободно говорил на нескольких языках, прекрасно ориентировался в культуре и художественных стилях.
В 1911 году Марсиаль Рейно открыл небольшую мастерскую по росписи фарфора. Он закупал белую посуду и приглашал художников, чтобы те воплощали его идеи. На тот момент лиможские производители придерживались традиционной эстетики: позолоченные узоры, природные оттенки, цветочные и пасторальные рисунки.
Марсиаль вдохновлялся направлениями ар-нуво и ар-деко — революционными для своего времени. Рейно первым во Франции начал адаптировать эти стили к фарфоровым изделиям, тем самым отстроившись от конкурентов. Он добавлял в декор яркие цвета, геометрические орнаменты, иногда делал отсылки к восточной живописи.
Успех мастерской позволил Марсиалю в 1919 году приобрести собственную фабрику — Монжовис (Montjovis), расположенную на одноименной улице в Лиможе. В 1925 году предприятие получило официальное название Raynaud & Cie и зарегистрировало логотип: буква «R», обрамлённая лавровой ветвью. Уже через год на фабрике работало три печи и более 300 сотрудников.
Марсиаль решил делать ставку не на массовое производство, а на эксклюзивность и художественную ценность своих изделий.
Так в 1938 году он создал один из самых дорогих фарфоровых сервизов в мире — коллекцию Palais Royal (изначально — Promenade aux Champs-Élysées).
Она была разработана по заказу президента Франции Альбера Лебрена в подарок режиссёру Саше Гитри, который в том же году выпустил фильм «Вернёмся на Елисейские поля».
В основе декора — сюжет, вдохновлённый гравюрой художника 18 века Луи Кармонтеля. Все элементы орнамента нанесены вручную.
Композиция отличается сложной палитрой и множеством мелких деталей, требующих исключительной точности: краски не должны смешиваться, а каждая линия должна быть безупречной. В отделке используется 24-каратное золото. Коллекция стала настоящим манифестом высокой фарфоровой живописи.
Бренд Raynaud по-прежнему выполняет индивидуальные заказы для известных людей. В разные годы они создавали посуду для президентов США, Майкла Джексона и даже эксклюзивную коллекцию для свадьбы принца Чарльза и принцессы Дианы.
Второе поколение: Андре Рейно
Сын Марсиаля — Андре Рейно (Andre Raynaud) с юных лет работал вместе с отцом на фабрике. Он с живым интересом изучал все технологии и разбирался в процессах, помогая Марсиалю. Но больше всего Андре увлекала художественная сторона — он любил рисовать и придумывать дизайны для новых коллекций.
В 18 лет Андре уже получил первое признание своего мастерства. Он выиграл серебряную медаль на Парижской международной выставке искусств и технологий за посуду собственного дизайна. Для Андре эта награда стала подтверждением его таланта и мотивацией продолжать дело семьи.

Андре работал вместе с Марсиалем ещё много лет, прежде чем возглавил компанию в 1952 году после смерти отца. Он хорошо разбирался как в искусстве, так и в технологиях, поэтому поставил амбициозную цель — обновить производство, найти новые формы, цвета и визуальные решения.
Кроме того, Андре коллекционировал старинный фарфор и часто переосмысливал то или иное дизайнерское решение в новых коллекциях Raynaud. Так, создавая коллекцию Compagnie des Indes, он вдохновился китайскими орнаментами 18 века, которые в то время были очень популярны во Франции. Андре адаптировал их под современную эстетику, смягчив форму рисунка и выбрав более нежные оттенки.
Его творческие эксперименты были успешны. Raynaud заявил о себе как о модном бренде, сочетающем классическое и авангардное искусство. Именно Андре начал систематическое сотрудничество с крупнейшими художниками 20 века. Среди них — поэт, драматург и художник Жан Кокто, мастер сюрреализма Сальвадор Дали, модный дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак. Многие из этих арт-коллекций были лимитированными, что делало их особенно ценными для коллекционеров.
Серия Jean Cocteau by Raynaud создана в сотрудничестве с Комитетом Жана Кокто. Она вдохновлена узнаваемым стилем художника, который критики называют «мифологическим минимализмом». В коллекции представлены тарелки как в чёрном цвете, так и в мягких пастельных тонах: пудровом, серо-голубом и дымчато-зелёном. Их украшают тонкие силуэты Орфея, Эвридики, Протея и Антиноя. Кофейные чашки покрыты зеркальной платиной, а на блюдцах — перевёрнутые цитаты самого Кокто.
По мотивам гравюр, созданных Сальвадором Дали в конце 1960-х годов, Raynaud разработали коллекцию из шести тарелок. Они выполнены в характерной для Лиможа технике Bleu de four. В работах использованы образы Гретхен из «Фауста» Гёте, золотого тельца и другие сюжеты. Изображения нанесены тонкими синими и золотыми линиями, напоминающими гравировку. На обратной стороне — индивидуальный номер и автограф Дали.
Bleu de four — техника декорирования фарфора, популярная среди лиможских мастеров в 18 веке. Изделие покрывают глазурью с высоким содержанием оксида кобальта и обжигают при температуре около 1400 °C. В результате получается насыщенный синий фон, на который затем наносится декор из 24-каратного золота.
Эти коллаборации были не просто рекламным ходом, они отражали глубокую философию Андре: фарфор Raynaud — это не только посуда, но и полотно для настоящего искусства.
Андре Рейно по праву считается тем, кто превратил Raynaud в один из самых уважаемых фарфоровых домов Франции.
Третье поколение: Бертран Рейно
Бертран Рейно (Bertrand Raynaud) более 10 лет работал на фабрике вместе со своим отцом Андре, прежде чем в 1992 году занял его место. Этот год был непростым для компании: на производстве случился пожар, который нанёс большой материальный урон фабрике.
Чтобы спасти семейное дело, Бертран привлёк к сотрудничеству известную французскую ювелирную мануфактуру Ercuis. Компания приобрела долю в Raynaud, помогла восстановить и реструктурировать бренд.
Он также принял решение о переносе производства в Город Иль (Isle) на юго-западе от Лиможа. При этом одну из старейших печей фабрики Монжовис, созданную в 1856 году, сохранили как исторический артефакт. Её по-прежнему можно увидеть в центре Лиможа на улице Монжовис.

Как повар и поклонник высокой гастрономии, Бертран привнес своё видение в эстетику Raynaud. Именно под его руководством бренд стал активным партнёром мишленовских шефов: Томаса Келлера (The French Laundry, США), Анн-Софи Пик (Maison Pic, Франция), Арно Лаллемана (L'Assiette Champenoise, Франция). Вместе с ними создавались коллекции фарфора, вдохновлённые авторской кухней и атмосферой каждого ресторана.
Особой популярностью среди рестораторов пользуется коллекция Paradis, она была разработана совместно с британским интерьерным домом Фроменталь, который выпускает обои ручной работы. Они используют натуральный шёлк и рисовую бумагу, которые расписывают вручную или украшают вышивкой. Их узнаваемые мотивы в стиле шинуазри легли в основу этой серии посуды.
Серия выпускается в белом и голубом цветах, а её поверхность украшена изображениями птиц. В интерьере ресторана посуда с таким дизайном выглядит особенно выразительно. Один из примеров — ресторан Igniv в Бангкоке, где Paradis используют с момента открытия. Их сервировки настолько привлекательны, что глядя на их эстетику, хочется незамедлительно вылететь в Бангкок.
В работе мануфактуры активно участвуют и другие члены семьи Рейно. Некоторые знаковые коллекции бренда были разработаны женой Бертрана — дизайнером Мариэлой Шварц Монтиэль.
Мариэла работала с Gucci, Chloè, Oskar de la Renta, Yohji Yamamoto и другими крупными брендами. Она создала для Raynaud коллекцию Oskar, вдохновлённую стилем баухаус. Каждая тарелка или чашка украшена тонким геометрическим узором из чёрных и золотых линий, которые контрастируют с белизной фарфора. В этой серии четыре разных орнамента, которые отличаются цветами и плотностью геометрической «сетки».
Бертран сохранил стиль сотрудничества своего отца и деда — это диалог, открытость и доверие к креатору. Не навязывая собственное видение, он предлагает художнику «оживить» фарфор своим голосом.
Raynaud в 21 веке
С 2015 года Raynaud стал частью итальянской Arcturus Group, которая объединяет ведущих производителей посуды, кухонной утвари и предметов интерьера.
А в 2018 году бренд одним из первых среди производителей французского фарфора получил знак Porcelaine de Limoges. Эта маркировка — официальный знак качества, его могут использовать только те компании, которые производят свои изделия в Лиможском регионе.
История Raynaud — это история трёх поколений, которым удалось не просто сохранить семейное дело, но и сделать его актуальным и узнаваемым — как сто лет назад, так и сегодня.
От самого дорого сервиза по заказу президента Франции до предметов декора в духе современного минимализма — Raynaud остаётся символом диалога между прошлым и будущим. Бренд продолжает творить, превращая лиможский фарфор в поэзию.