От проблемного ученика до звезды дизайна
Марсель Вандерс (Marcel Wanders) родился 2 июля 1963 года в Бокстеле, Нидерланды. С детства он проявлял интерес к искусству и ремёслам. Его отец держал магазин подарков, и маленький Марсель любил играть с осколками статуэток, ваз и сувениров, придумывая для них новое применение. Он обожал делать небольшие поделки, дарить их близким и радовать окружающих. Позже стремление вызывать у людей восторг и удивление станет ключевой идеей дизайнерского подхода Вандерса.
В 80-е годы Вандерс учился в нескольких престижных художественных академиях. Его творческие взгляды не всегда находили понимание — из Академии искусств Арнема его исключили.
Однако после этого он окончил три учебных заведения: Академию прикладного искусства в Маастрихте, Академию изящных искусств в Хасселте и Высшую школу искусств в Арнеме. Обучение у разных мастеров помогло Вандерсу освоить множество техник, познакомиться с разными стилями и подходами в дизайне.

Уже в юности Марсель Вандерс критиковал функционализм и тяготел к эмоциональному, декоративному дизайну. В начале 1990-х он присоединился к Droog — нидерландскому дизайн-движению, которое делало ставку на неожиданные концепции, иронию и сторителлинг через предметы.
Одна из главных идей группы — уникальность каждого объекта. Вещи Droog часто имели сложный дизайн и не подходили для массового производства. Вандерс нашёл в этом движении площадку для экспериментов, и именно здесь начал формироваться его стиль. В 1992 году в Роттердаме Марсель стал сооснователем бюро WAAC’s, где проработал до 1995 года.
Knotted Chair и другие знаковые проекты
В 1995 году Марсель Вандерс открыл свою студию Wanders Wonders (в переводе — «Чудеса Вандерса») и начал работать как независимый дизайнер. Уже через год он добился крупного успеха, представив Knotted Chair — «верёвочное кресло» для бренда Cappellini.
Вандерс решил совместить традиционную технику макраме с современными материалами — арамидными волокнами (их используют в бронежилетах) и углеродным волокном. Он сплёл верёвочную структуру, пропитал её эпоксидной смолой и подвесил, позволив гравитации придать окончательную форму изделию. Этот метод позволил создать одновременно лёгкое и прочное кресло. Компания Cappellini оценила его нестандартный подход и запустила кресло в производство.
Knotted Chair — поворотный момент в карьере Вандерса, именно оно закрепило за ним репутацию новатора. Кресло вошло в постоянную экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке, Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Стеделик-музея в Амстердаме. Сам дизайнер говорил: «Этот стул важен для меня, потому что он — отражение того, кто я есть». Он считал, что в дизайне не обязательно добиваться идеальной формы — в нём должно оставаться «несовершенство человеческой руки и душа его создателя».
Со временем Вандерс стал работать в разных сферах: мебель, предметы декора, посуда, архитектурный и интерьерный дизайн. Его мебель превратилась в объект коллекционирования. Среди знаковых работ: Monster Chair — кресло с «монстрообразными» формами, Skygarden Lamp — люстра с гипсовыми орнаментами внутри купола, Carbon Chair — ультралёгкий и прочный стул из углеродного волокна. Для коллекции Objets Nomades от Louis Vuitton он разработал складное кресло L’Art de Voyager — элегантное, компактное и удобное для путешествий.

Помимо создания мебели, Марсель Вандерс занимается оформлением интерьеров отелей и общественных пространств по всему миру. Среди его самых известных проектов — отель Andaz Amsterdam Prinsengracht в Нидерландах и Mondrian Doha в Катаре.
В Andaz Amsterdam Prinsengracht Марсель Вандерс отразил голландское наследие, добавив элементы сказочности. В лобби гостей встречает стойка регистрации в форме колокола — символа традиционных голландских звонниц. Стены и ковры украшены старинными морскими картами, а в номерах установлены светильники в виде всё тех же колоколов и тюльпанов. Яркие акценты, необычная мебель и декоративные детали делают интерьер запоминающимся и эклектичным.
В Mondrian Doha Вандерс создал экстравагантный интерьер, сочетающий арабский фольклор с современным дизайном. Отель выделяется витражными потолками, золотыми лифтами, ажурными лестницами и мраморными полами. Каждая деталь интерьера отражает богатство ближневосточной культуры сквозь призму современного искусства Европы.
Дизайн — это эмоция
Эта фраза Вандерса отражает его главный принцип: дизайн должен быть не только функциональным, но и эмоциональным. Он должен вызывать удивление, радость и восхищение.
Работы Марселя Вандерса существуют в отрыве от модных течений и трендов, за что его часто называют революционером. При этом все его творения не теряют свою актуальность с годами и сохраняют связь с историей.

Никто лучше самого Марселя Вандерса не описал его стиль. Вот несколько правил, которыми поделился дизайнер:
- Важно создавать уют, а не следовать моде. Вандерс считает, что мода проходит, а комфорт и атмосфера остаются. «Люди хотят жить в доме, а не в мебельном каталоге», — говорит он. Интерьер должен быть индивидуальным, отражать личность владельца.
- Смесь сказки и магии с реальной жизнью. Дизайн, по мнению Вандерса, должен удивлять и вдохновлять. Поэтому он часто использует неожиданные детали. «Мир и так слишком рационален. Нам всем нужно больше сказки».
- «Цвет — это энергия, которая делает дом живым». Вандерс не боится ярких решений, но использует их дозированно. Один насыщенный цвет в нейтральном интерьере способен задать настроение всему пространству.
- Сочетание старого и нового. Вещи с историей добавляют интерьеру глубину и индивидуальность, поэтому дизайнер советует сочетать современные предметы с винтажными деталями.
- «Дизайн должен быть немного драматичным — так он запоминается». Вандерс предлагает экспериментировать с масштабом, использовать выразительные формы и неожиданные комбинации текстур.
- Сложные орнаменты и текстуры. Вандерс активно использует барельефные поверхности, текстиль с богатым рисунком, кружево и декоративную лепнину, чтобы сделать пространство более живым и тактильным.
- «Паузы в дизайне так же важны, как и сами объекты». Вандерс советует оставлять «воздух» в композиции, чтобы глаза могли отдохнуть.
- «Вещи должны рассказывать историю, а не просто занимать место». Картины, скульптуры, книги, текстиль, посуда — всё это наполняет дом характером. Вандерс рекомендует подбирать декор осмысленно.
Наша аудитория возлагает на нас очень много надежд. Мы не можем быть только инженерами, мы не можем руководствоваться только холодным расчётом, мы должны быть настоящими поэтами, творить чудеса, мы должны быть волшебниками!
Марсель Вандерс как дизайнер посуды
Вандерс — большой ценитель изысканной посуды. В интервью он говорил: «Это же настоящая роскошь: просыпаетесь вы утром в воскресенье после бурной субботней вечеринки, протягиваете руку к столику, а там — прекрасный хрустальный стакан от Baccarat с холодной водой!»
Неудивительно, что со временем он начал создавать посуду сам. В 2010 году Вандерс разработал коллекцию Jardin d’Eden для Christofle. Это серия столовых приборов, сервировочных аксессуаров и посуды из серебра с тонкой гравировкой в стиле барокко.

В 2014 году Марсель Вандерс сотрудничал с брендом Vista Alegre, одним из старейших португальских производителей фарфора. Коллекция Blue Ming — это переосмысление классического сине-белого китайского фарфора. Вандерс объединил традиционные восточные узоры и современные геометрическими мотивы. Он придал узору динамический эффект движения — элементы орнамента как будто перетекают друг в друга. Коллекция включает в себя тарелки, чаши, чайные пары и вазы.
Сотрудничество с Alessi: коллекции, ставшие легендой
Марсель Вандерс впервые поработал с Alessi в 2011 году, создав коллекцию Dressed. В серию вошло более 40 предметов: столовые приборы, тарелки, чашки, бокалы, подносы и кухонные аксессуары. Главная особенность коллекции — рельефный узор, спрятанный в неожиданных местах: на обратной стороне тарелок, ручках приборов и внутренних поверхностях подносов.
Эта идея отражает философию Вандерса: красота раскрывается постепенно. На первый взгляд дизайн лаконичен, но стоит присмотреться — и появляются утончённые детали, превращающие обычные предметы в маленькие произведения искусства.
В 2013 году вышло продолжение — Dressed in Wood. В этой серии Вандерс использовал бук, дополнив коллекцию деревянными подносами, тарелками и блюдами. Кружевной узор был нанесён лазерной гравировкой, которая придает предметам приятную фактуру.
В 2016 году Вандерс представил коллекцию Circus. В коллекцию вошли тарелки, миски, контейнеры для хранения, подносы и пять лимитированных предметов, воплощающих цирковых персонажей: силача, шута, слониху на шаре, клоуна и конферансье с обезьяной. Каждое изделие сочетает функциональность с художественным замыслом и превращает привычные вещи в коллекционные предметы.
Circus отражает игривый и эксцентричный стиль Вандерса. Яркие цвета, смелая геометрия, контрастные сочетания красного, жёлтого, чёрного и белого создают ощущение настоящего циркового шоу. В ней чувствуется любовь Вандерса к театральности, фантазии и деталям.
Circus стала знаковой коллекцией для Alessi. Её необычный дизайн сделали серию востребованной среди коллекционеров и ценителей предметного искусства.
Влияние и наследие: место Марселя Вандерса в истории дизайна
Для Марселя Вандерса дизайн — это не только эстетика, но и способ замечать и передавать красоту окружающего мира. Именно поэтому его работы всегда эмоциональны: они удивляют, очаровывают и рассказывают истории.
Мне кажется, что единственной заурядной вещью в мире является тот факт, что мы упускаем прекрасные и удивительные моменты вокруг нас, мы их просто не замечаем.
Он доказал, что даже утилитарные предметы могут быть наполнены смыслом. Смелость в сочетании материалов, игра с формами, внимание к деталям – всё это сделало его стиль узнаваемым.

Работы нидерландского дизайнера хранятся в крупнейших музеях мира – Музее современного искусства в Нью-Йорке, Музее Виктории и Альберта в Лондоне, Стеделик-музее в Амстердаме.
Но его влияние выходит далеко за пределы музейных залов. Вандерс вдохновляет новое поколение дизайнеров на смелые эксперименты с формами, материалами и декоративными элементами, доказывая, что даже самые привычные вещи могут вызывать эмоции.