Фарфор

Немецкий фарфор: главные изобретения, легендарные бренды и их культурное наследие

Германия первой вывела формулу фарфора, не уступающего по качеству и красоте китайскому прародителю. Это открытие изменило историю фарфора и положило начало великим мануфактурам Европы, включая легендарный Мейсен. В этой статье мы расскажем, как появился немецкий фарфор, какие фабрики сформировали его образ и чем фарфор производства Германии отличается от других европейских брендов.
Содержание

Как в Германии создали твёрдый фарфор. Открытие мануфактуры в Мейсене

История фарфора началась в Китае во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.). На Западе китайский фарфор называли «белым золотом»: он был лёгким, тонким, но при этом прочным и долговечным.

Несколько столетий европейцы пытались разгадать секрет китайского фарфора. Во Франции и Италии научились делать мягкий фарфор (известный как фриттовый), но он был более хрупким и имел желтоватый оттенок. Поиски продолжались, и только в начале 18 века они увенчались успехом.

Всё началось с саксонского курфюрста Августа Сильного, который был одержим фарфором. Коллекция Августа насчитывала тысячи предметов, и ради новых редких изделий он готов был платить любые суммы. Но правитель хотел большего: наладить собственное производство и превратить Саксонию в фарфоровый центр Европы.

В этот период Германии как единого государства ещё не существовало. До начала 19 века страна была разделена на десятки княжеств, входивших в состав Священной Римской империи. Правители самых влиятельных княжеств назывались курфюрстами и имели особое право коллективно избирать императора. По положению их можно сравнить с русскими великими князьями, но с большей автономией.

Для этой задачи Август привлёк алхимика Иоганна Фридриха Бёттгера, который был настолько же увлечён наукой, как и Август фарфоровым искусством. Бёттгер много лет пытался превратить свинец в золото, а теперь вместе с учёным Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузом занялся поисками формулы фарфора.

Август Сильный
Август Сильный
Август Сильный, Иоганн Бёттгер, Эренфрид фон Чирнгауз
Август Сильный, Иоганн Бёттгер, Эренфрид фон Чирнгауз
Иоганн Фридрих Бёттгер
Иоганн Фридрих Бёттгер

В 1707 году, после нескольких лет опытов с местными глинами и минералами, учёным удалось создать так называемый «красный фарфор» (Böttgersteinzeug). Это был материал, близкий по свойствам к классическому фарфору — нужна была только особая белая глина (каолин), чтобы добиться белоснежного оттенка.

Ключевой ингредиент нашёлся, когда недалеко от городов Фрайберга и Шнеберга в Саксонии открыли залежи каолина. Германия была первой в Европе, кому удалось создать твёрдый фарфор, сопоставимый по качеству с китайским.

У немецких историков существует несколько версий открытия каолина. По одной из них учёные попробовали разные ингредиенты, пока их внимание не привлекла белая пудра, которой припудривали парики. Её в Саксонии добывали повсеместно, это и был тот самый каолин, ключевой ингредиент твёрдого фарфора.

15 января 1708 года на будущей фабрике впервые обожгли белоснежный твёрдый фарфор, а в 1709 году Августу сообщили об изобретении полноценного европейского аналога китайского фарфора.

Чтобы поставить производство на поток, в 1710 году открыли Мейсенскую мануфактуру. Для неё выбрали замок Альбрехтсбург в городе Мейсен — старинную крепость, стены которой быстро превратились в первые фарфоровые цеха Европы.

Статуэтка из «красного фарфора»
Статуэтка из «красного фарфора»
Фрагмент картины Пер Нордквиста «Пока пудрят парик»
Фрагмент картины Пер Нордквиста «Пока пудрят парик»
Замок Альбрехтсбург
Замок Альбрехтсбург

Выбор локации был не случайным: крепость с толстыми стенами надёжно скрывала производство от посторонних глаз, месторождения каолина находились рядом, а близость к Дрездену позволяла курфюрсту лично контролировать работу мастеров. Формула фарфора считалась государственной тайной, и мастеров держали в условиях почти полной изоляции, чтобы секрет не утёк за пределы Саксонии.

Шедевром эпохи стал знаменитый «Лебединый сервиз» (Schwanenservice), созданный в 1730–1740-х годах для графа Брюля, премьер-министра Саксонии.

Это был грандиозный столовый набор более чем из тысячи предметов, украшенных рельефными лебедями, раковинами и водными растениями. Этот проект показал, что Мейсен способен создавать не просто сервизы для повседневного стола, а огромные парадные наборы, рассчитанные на королевские пиры.

«Лебединый сервиз»
«Лебединый сервиз»
«Лебединый сервиз»
«Лебединый сервиз»
«Лебединый сервиз»
«Луковичный узор»
«Луковичный узор»
«Луковичный узор»
Фигурка из коллекции «Комедия дель арте»
Фигурка из серии «Комедия дель арте»

Знаменитый «луковичный узор» (Zwiebelmuster), придуманный в Мейсене в 1730-х, на самом деле, не имел отношения к луку. Художники пытались повторить китайские орнаменты с персиками и гранатами, но никогда не видели этих фруктов вживую. В их исполнении экзотические плоды превратились в привычные «луковицы» — отсюда и название, которое прижилось на века. Забавная ошибка мастеров подарила миру один из самых узнаваемых рисунков фарфора: посуда с Zwiebelmuster выпускается в Мейсене до сих пор и считается классикой немецкого стиля.

Мануфактура производила не только столовые сервизы, но и декоративные изделия: вазы, скульптурные фигурки. Фигурки были «визитной карточкой» немецкого фарфора Мейсен: они выглядели как целые сцены в миниатюре. Они изображали балы, охоту, деревенские сюжеты, музыкантов или мифологические истории. В 18 веке такими «театральными» композициями было модно украшать интерьер, чаще всего их ставили на стол.

Такие работы задали высокую планку мастерства, и многие мотивы прошлых веков до сих пор вдохновляют художников Мейсена. Так, в коллекции Royal Blossom бренд обращается к истории 18 века: когда-то маленькими цветами калины вручную украшали вазы для невесты саксонского короля, а теперь этот мотив воплощён в современном сервизе.

Royal Blossom от Meissen
Коллекция Royal Blossom от Meissen
Royal Blossom от Meissen
Royal Blossom от Meissen
Royal Blossom от Meissen
Клейма Мейсен
Клейма Мейсен

Отличительный знак изделий Мейсена — перекрещенные мечи — символ Саксонии. Если в других странах клейма ставились разные и даже вовсе могли не ставиться, то Германия впервые ввела обязательное и единое клеймо для фарфора. Оно позволяло сразу определить подлинность предмета и защищало от подделок.

Новый центр фарфора в Европе: расцвет немецких мануфактур

После открытия Мейсенской мануфактуры мода на немецкий фарфор быстро распространилась по всей Европе. Сервизы и фигурки из Саксонии попадали в королевские коллекции, становились дипломатическими подарками и задавали тренд для других европейских школ фарфора — от Вены до Севра.

В 18 веке практически каждое немецкое княжество стремилось иметь собственную фарфоровую мануфактуру — это и создало разнообразие изделий и стилей. Так, в Нижней Саксонии в 1747 году по указу герцога Брауншвейгского открылась фабрика Fürstenberg. Для неё специально отвели замок Фюрстенберг, где по-прежнему находится фабрика бренда.

Герцог Брауншвейгский
Герцог Брауншвейгский
Вид на замок Фюрстенберг
Вид на замок Фюрстенберг
Чайные сервизы Fürstenberg
Чайные сервизы Fürstenberg
Чайные сервизы Fürstenberg
Чайные сервизы Fürstenberg
Kaffeegesellschaft («Чайное общество»)
Kaffeegesellschaft («Чайное общество»)
Современное клеймо Fürstenberg
Современное клеймо Fürstenberg

Fürstenberg сделал ставку на столовые сервизы. Сначала их украшали росписью в стиле рококо — с множеством декоративных элементов, завитками и цветочными узорами.

Позже фабрика перешла к более строгим классическим формам: симметричные силуэты, чёткие линии, античные орнаменты и спокойная палитра заменили игривую рокайльную декоративность. Знаковыми стали коллекции с тонкими флористическими орнаментами и изящной позолотой — именно они принесли фабрике славу в Европе.

Несмотря на то, что основным направлением Fürstenberg был столовый фарфор, предметом особенной гордости бренда стала скульптурная композиция Kaffeegesellschaft («Чайное общество»). Сегодня она хранится в музее замка Фюрстенберг.

Fürstenberg остаётся одной из немногих мануфактур Европы, которая ни разу не делала перерыв в работе. Фабрика не прекращает свою деятельность с 1747 года. Бренд не только перевыпускает архивные коллекции, но и сотрудничает с современными дизайнерами. Один из примеров — коллекция  Ca’ d’Oro с её минималистичной формой и контрастным графическим декором.

Коллекция  Ca’ d’Oro от Fürstenberg
Коллекция  Ca’ d’Oro от Fürstenberg
Коллекция  Ca’ d’Oro от Fürstenberg
Коллекция  Ca’ d’Oro от Fürstenberg

Особый путь был у баварской мануфактуры Nymphenburg, основанной в 1747 году при дворе курфюрста Максимилиана III.

Отличительная черта Nymphenburg заключалась в том, что фарфор здесь изначально рассматривали как материал для искусства, а не как сырьё для столовой посуды.

Манyфактура задумывалась как художественная мастерская при дворе, где фарфор стоял в одном ряду с живописью и скульптурой. Именно Nymphenburg одними из первых в истории фарфора решили пригласить признанного мастера, чтобы он придал изделиям свой стиль. Так художественным руководителем фабрики стал Франц Антон Бустелли — известный итальянский скульптор.

Он создавал для Nymphenburg скульптурные фарфоровые фигурки, которые выглядели живыми, эмоциональными, словно застывшими в движении.

Сегодня фигурки Бустелли — это эталон стиля рококо в фарфоре. Их можно встретить в крупнейших музеях мира (например, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне). Благодаря вкладу Бустелли Nymphenberg стал восприниматься не просто как «немецкий завод фарфора», а как художественная мастерская при дворе.

Рококо — это лёгкий и игривый стиль, появившийся в середине 18 века. Он словно нарочно уходил от серьёзности барокко: вместо строгих массивных форм — асимметрия и извилистые линии, вместо героических сюжетов — балы или счастливая деревенская жизнь. В фарфоре эта эстетика проявилась особенно ярко: амуры, танцующие пары, изящные дамы и кавалеры. Именно это настроение сумел передать Франц Антон Бустелли в своих миниатюрах. Они выглядели не как холодные статуэтки, а как маленькие театральные сцены, полные движения и эмоций.

Максимилиан III
Максимилиан III
Фигурки работы Бустелли
Фигурки работы Бустелли
Фигурки работы Бустелли
Клеймо Nymphenberg
Клеймо Nymphenberg

Все мануфактуры, о которых мы рассказали, вводили собственные клейма — знак ставили на каждое изделие, что позволяло покупателям и коллекционерам сразу определять подлинность. Так развивался немецкий фарфор: целая сеть мануфактур, каждая со своим видением, но объединённая идеей точности и высокого качества.

19-20 век: два пути немецкого фарфора

В 19 веке появились новые промышленные технологии: механические гончарные круги, печи непрерывного обжига и печатный декор — постепенно фарфор в Германии перестал быть исключительно «дворцовой» роскошью.

В этот период сформировались два направления: одни фабрики делали акцент на художественную ценность и дизайн, другие стремились выпускать более доступные сервизы для среднего класса.

Яркий пример первого направления — бренд Rosenthal. Компания появилась в 1879 году, когда Филипп Розенталь открыл маленькую мастерскую по декорированию фарфора в Баварии. Из скромного семейного дела компания за несколько десятилетий вырос в одну из крупнейших фабрик страны.

Первый громкий успех компании принёс не сервиз, а пепельница с ироничной надписью «Место для отдыха зажжённых сигар». Юмор в сочетании с классическим фарфором сделал бренд узнаваемым и показал: Rosenthal готов ломать стереотипы о «серьёзной» посуде.

Филипп Розенталь
Филипп Розенталь
Вид на фабрику Rosenthal в начале 20 века
Вид на фабрику Rosenthal в начале 20 века
Пепельница с надписью «Место для отдыха зажжённых сигар»
Пепельница с надписью «Место для отдыха зажжённых сигар»
Филипп Розенталь младший и Энди Уорхол
Филипп Розенталь младший и Энди Уорхол
Раймонд Лоуи
Раймонд Лоуи
Коллекция, разработанная Раймондом Лоуи и Ричардом Лэтэмом
Коллекция, разработанная Раймондом Лоуи и Ричардом Лэтэмом
Клеймо Rosenthal
Клеймо Rosenthal

Главным отличием бренда Rosenthal был новаторский подход к дизайну. В 1961 году Филипп Розенталь-младший основал Rosenthal Studio Line — «творческую лабораторию», где над коллекциями работали Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Раймонд Лоуи и другие культовые художники 20 века. Для фарфорового бренда это было смело и необычно: превращать посуду в арт-объекты и сотрудничать с художниками по принципу модных домов.

Одна из самых известных коллекций бренда — TAC, созданная в 1969 году Вальтером Гропиусом, основателем Баухауса. Она перевернула представление о сервизе: вместо узоров и позолоты — строгая геометрия и чистый белый фарфор. TAC стала символом дизайнерского фарфора 20 века и выпускается до сих пор.

В 1970-е Rosenthal продолжил эксперименты с формами. Финский дизайнер Тапио Вирккала создал для бренда фарфоровую вазу Tutenvase — стилизацию под смятый бумажный пакет.

В 1990-е Rosenthal начал сотрудничать с домом Versace, создав коллекции с роскошными барочными мотивами. Это был другой полюс эстетики: не минимализм, а демонстративная роскошь, которая идеально вписалась в стиль эпохи. Бренд Rosenthal показал миру, что фарфор может быть не только посудой, но и выражением художественного и дизайнерского эксперимента.

Вальтер Гропиус на фоне мануфактуры Rosenthal
Вальтер Гропиус на фоне мануфактуры Rosenthal
Коллекция TAC
Коллекция TAC
Тапио Вирккала и Филипп Розенталь-младший
Тапио Вирккала и Филипп Розенталь-младший
Вазы Tutenvase
Коллекция Tutenvase
Коллекция La Greca Signature
Коллекция La Greca Signature
Коллекция Jungle Animalier
Коллекция Jungle Animalier

Компания Villeroy & Boch пошла по другому пути. Мануфактура появилась в 1836 году как объединение двух семейных предприятий: мастерской семьи Бох и фабрики Николя Виллеруа. Оба бизнеса были успешны в своём деле, а их союз позволил превратить фарфоровое ремесло в индустрию.

Главным преимуществом бренда стали технологические инновации. Николя Виллеруа ещё в конце 18 века применил печатный декор — рисунок переносили на фарфор с медной пластины, что существенно удешевляло изделия.

После объединения эта практика получила широкое распространение, а фабрики Villeroy & Boch начали выпускать большие партии сервизов по доступным ценам.

В 19 веке компания стала одним из первых производителей, кто предложил фарфор для повседневной жизни, который могли позволить себе не только богачи, но и люди среднего достатка. В 20 веке сервизы Villeroy & Boch можно было найти практически в каждом немецком доме. За границей бренд Villeroy & Boch стал символом знаменитого немецкого фарфора — качественного и практичного.

Николя Виллеруа
Николя Виллеруа
Жан-Франсуа Бох
Жан-Франсуа Бох
Фабрика  Villeroy & Boch в Метлахе
Фабрика  Villeroy & Boch в Метлахе
Производство посуды Villeroy & Boch
Производство посуды Villeroy & Boch
Коллекция Ivoire от Villeroy & Boch
Коллекция Ivoire
Коллекция French Garden от Villeroy & Boch
Коллекция French Garden
Коллекция Gray Pearl от Villeroy & Boch
Коллекция Gray Pearl
Коллекция Mariefleur от Villeroy & Boch
Коллекция Mariefleur

Современный немецкий фарфор

Сегодня немецкий фарфор активно меняется вместе с образом жизни и потребностями людей. Производители всё больше внимания уделяют экологичности и технологиям: новые энергосберегающие печи, переработка отходов.

Дизайн тоже стал другим — вместо богатой росписи и позолоты в тренде матовые бархатистые глазури, натуральные оттенки, сочетание фарфора с деревом, стеклом или металлом.

Среди ярких новых брендов — Dibbern, основанный в конце 20 века. Это один из немногих немецких производителей костяного фарфора, который традиционно ассоциируется с Англией.

Тонкий материал молочного цвета идеально подходит для изящных чайных сервизов. Немецкие производители больше ориентировались на обеденные сервизы и предпочитали более белый и плотный твёрдый фарфор.

В конце 90-х Dibbern начал производство костяного фарфора по традиционным технологиям — вручную. Костяной фарфор бренда отличается высоким качеством и красотой: он тонкий, полупрозрачный и очень прочный. Сегодня его по-прежнему производят в Германии.

Dibbern пользуется популярностью у ресторанов благодаря посуде, созданной в коллаборациях с известными шеф-поварами, а также свежим дизайнерским решениям. Например, минималистичные коллекции Black Forest и Golden Forest — белоснежный фарфор украшен тонким графичным силуэтом дерева в чёрном или золотом цвете.

Коллекция Black Forest от Dibbern
Коллекция Black Forest
Коллекция Black Forest от Dibbern
Коллекция Golden Forest от Dibbern
Коллекция Golden Forest
Коллекция Golden Forest от Dibbern

Немецкий фарфор — это отправная точка всей европейской истории твёрдого фарфора и один из лидеров фарфорового ремесла. Именно в Германии впервые разгадали формулу «белого золота» и построили вокруг неё целую индустрию: от секретного производства в замке Мейсена до множества мануфактур, которые задали правила качества, маркировки и серийного производства.

С одной стороны, Германия сделала фарфор частью повседневной жизни: как, например, бренды Villeroy & Boch или Rosenthal. С другой, немецкий фарфор всегда следовал трендам современного искусства: от модных фарфоровых статуэток Meissen до Rosenthal, где фарфор стал полем творческих экспериментов для Гропиуса, Уорхола, Дали и даже модного дома Versace.

Сегодня немецкие фабрики продолжают держать высокую планку. Они развивают экологичные технологии, работают с новыми покрытиями, формами и цветами, но при этом обращаются к дизайнам, придуманным ещё три века назад.

Рекомендуемые статьи