Фарфор

Немецкий фарфор: главные изобретения, легендарные бренды и их культурное наследие

Германия первой вывела формулу фарфора, не уступающего по качеству и красоте китайскому прародителю. Это открытие изменило историю фарфора и положило начало великим мануфактурам Европы, включая легендарный Мейсен. В этой статье мы расскажем, как появился немецкий фарфор, какие фабрики сформировали его образ и чем фарфор производства Германии отличается от других европейских брендов.
Содержание

Как в Германии создали твёрдый фарфор. Открытие мануфактуры в Мейсене

История фарфора началась в Китае во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.). На Западе китайский фарфор называли «белым золотом»: он был лёгким, тонким, но при этом прочным и долговечным.

Несколько столетий европейцы пытались разгадать секрет китайского фарфора. Во Франции и Италии научились делать мягкий фарфор (известный как фриттовый), но он был более хрупким и имел желтоватый оттенок. Поиски продолжались, и только в начале 18 века они увенчались успехом.

Всё началось с саксонского курфюрста Августа Сильного, который был одержим фарфором. Коллекция Августа насчитывала тысячи предметов, и ради новых редких изделий он готов был платить любые суммы. Но правитель хотел большего: наладить собственное производство и превратить Саксонию в фарфоровый центр Европы.

В этот период Германии как единого государства ещё не существовало. До начала 19 века страна была разделена на десятки княжеств, входивших в состав Священной Римской империи. Правители самых влиятельных княжеств назывались курфюрстами и имели особое право коллективно избирать императора. По положению их можно сравнить с русскими великими князьями, но с большей автономией.

Для этой задачи Август привлёк алхимика Иоганна Фридриха Бёттгера, который был настолько же увлечён наукой, как и Август фарфоровым искусством. Бёттгер много лет пытался превратить свинец в золото, а теперь вместе с учёным Эренфридом Вальтером фон Чирнгаузом занялся поисками формулы фарфора.

Август Сильный
Август Сильный, Иоганн Бёттгер, Эренфрид фон Чирнгауз
Иоганн Фридрих Бёттгер

В 1707 году, после нескольких лет опытов с местными глинами и минералами, учёным удалось создать так называемый «красный фарфор» (Böttgersteinzeug). Это был материал, близкий по свойствам к классическому фарфору — нужна была только особая белая глина (каолин), чтобы добиться белоснежного оттенка.

Ключевой ингредиент нашёлся, когда недалеко от городов Фрайберга и Шнеберга в Саксонии открыли залежи каолина. Германия была первой в Европе, кому удалось создать твёрдый фарфор, сопоставимый по качеству с китайским.

У немецких историков существует несколько версий открытия каолина. По одной из них учёные попробовали разные ингредиенты, пока их внимание не привлекла белая пудра, которой припудривали парики. Её в Саксонии добывали повсеместно, это и был тот самый каолин, ключевой ингредиент твёрдого фарфора.

15 января 1708 года на будущей фабрике впервые обожгли белоснежный твёрдый фарфор, а в 1709 году Августу сообщили об изобретении полноценного европейского аналога китайского фарфора.

Чтобы поставить производство на поток, в 1710 году открыли Мейсенскую мануфактуру. Для неё выбрали замок Альбрехтсбург в городе Мейсен — старинную крепость, стены которой быстро превратились в первые фарфоровые цеха Европы.

Статуэтка из «красного фарфора»
Фрагмент картины Пер Нордквиста «Пока пудрят парик»
Замок Альбрехтсбург

Выбор локации был не случайным: крепость с толстыми стенами надёжно скрывала производство от посторонних глаз, месторождения каолина находились рядом, а близость к Дрездену позволяла курфюрсту лично контролировать работу мастеров. Формула фарфора считалась государственной тайной, и мастеров держали в условиях почти полной изоляции, чтобы секрет не утёк за пределы Саксонии.

Шедевром эпохи стал знаменитый «Лебединый сервиз» (Schwanenservice), созданный в 1730–1740-х годах для графа Брюля, премьер-министра Саксонии.

Это был грандиозный столовый набор более чем из тысячи предметов, украшенных рельефными лебедями, раковинами и водными растениями. Этот проект показал, что Мейсен способен создавать не просто сервизы для повседневного стола, а огромные парадные наборы, рассчитанные на королевские пиры.

«Лебединый сервиз»
«Луковичный узор»
Фигурка из коллекции «Комедия дель арте»

Знаменитый «луковичный узор» (Zwiebelmuster), придуманный в Мейсене в 1730-х, на самом деле, не имел отношения к луку. Художники пытались повторить китайские орнаменты с персиками и гранатами, но никогда не видели этих фруктов вживую. В их исполнении экзотические плоды превратились в привычные «луковицы» — отсюда и название, которое прижилось на века. Забавная ошибка мастеров подарила миру один из самых узнаваемых рисунков фарфора: посуда с Zwiebelmuster выпускается в Мейсене до сих пор и считается классикой немецкого стиля.

Мануфактура производила не только столовые сервизы, но и декоративные изделия: вазы, скульптурные фигурки. Фигурки были «визитной карточкой» немецкого фарфора Мейсен: они выглядели как целые сцены в миниатюре. Они изображали балы, охоту, деревенские сюжеты, музыкантов или мифологические истории. В 18 веке такими «театральными» композициями было модно украшать интерьер, чаще всего их ставили на стол.

Такие работы задали высокую планку мастерства, и многие мотивы прошлых веков до сих пор вдохновляют художников Мейсена. Так, в коллекции Royal Blossom бренд обращается к истории 18 века: когда-то маленькими цветами калины вручную украшали вазы для невесты саксонского короля, а теперь этот мотив воплощён в современном сервизе.

Клейма Мейсен

Отличительный знак изделий Мейсена — перекрещенные мечи — символ Саксонии. Если в других странах клейма ставились разные и даже вовсе могли не ставиться, то Германия впервые ввела обязательное и единое клеймо для фарфора. Оно позволяло сразу определить подлинность предмета и защищало от подделок.

Новый центр фарфора в Европе: расцвет немецких мануфактур

После открытия Мейсенской мануфактуры мода на немецкий фарфор быстро распространилась по всей Европе. Сервизы и фигурки из Саксонии попадали в королевские коллекции, становились дипломатическими подарками и задавали тренд для других европейских школ фарфора — от Вены до Севра.

В 18 веке практически каждое немецкое княжество стремилось иметь собственную фарфоровую мануфактуру — это и создало разнообразие изделий и стилей. Так, в Нижней Саксонии в 1747 году по указу герцога Брауншвейгского открылась фабрика Fürstenberg. Для неё специально отвели замок Фюрстенберг, где по-прежнему находится фабрика бренда.

Герцог Брауншвейгский
Вид на замок Фюрстенберг
Чайные сервизы
Kaffeegesellschaft («Чайное общество»)
Современное клеймо Fürstenberg

Fürstenberg сделал ставку на столовые сервизы. Сначала их украшали росписью в стиле рококо — с множеством декоративных элементов, завитками и цветочными узорами.

Позже фабрика перешла к более строгим классическим формам: симметричные силуэты, чёткие линии, античные орнаменты и спокойная палитра заменили игривую рокайльную декоративность. Знаковыми стали коллекции с тонкими флористическими орнаментами и изящной позолотой — именно они принесли фабрике славу в Европе.

Несмотря на то, что основным направлением Fürstenberg был столовый фарфор, предметом особенной гордости бренда стала скульптурная композиция Kaffeegesellschaft («Чайное общество»). Сегодня она хранится в музее замка Фюрстенберг.

Fürstenberg остаётся одной из немногих мануфактур Европы, которая ни разу не делала перерыв в работе. Фабрика не прекращает свою деятельность с 1747 года. Бренд не только перевыпускает архивные коллекции, но и сотрудничает с современными дизайнерами. Один из примеров — коллекция  Ca’ d’Oro с её минималистичной формой и контрастным графическим декором.

Особый путь был у баварской мануфактуры Nymphenburg, основанной в 1747 году при дворе курфюрста Максимилиана III.

Отличительная черта Nymphenburg заключалась в том, что здесь фарфор с самого начала рассматривали не как практичную столовую посуду, а как материал для искусства.

Манyфактура задумывалась как художественная мастерская при дворе, где фарфор стоял в одном ряду с живописью и скульптурой. Именно Nymphenburg одними из первых в истории фарфора решили пригласить признанного мастера, чтобы он придал изделиям свой стиль. Так художественным руководителем фабрики стал Франц Антон Бустелли — известный итальянский скульптор.

Он создавал для Nymphenburg скульптурные фарфоровые фигурки, которые выглядели живыми, эмоциональными, словно застывшими в движении.

Сегодня фигурки Бустелли — это эталон стиля рококо в фарфоре. Их можно встретить в крупнейших музеях мира (например, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне). Благодаря вкладу Бустелли Nymphenberg стал восприниматься не просто как «немецкий завод фарфора», а как художественная мастерская при дворе.

Рококо — это лёгкий и игривый стиль, появившийся в середине 18 века. Он словно нарочно уходил от серьёзности барокко: вместо строгих массивных форм — асимметрия и извилистые линии, вместо героических сюжетов — балы или счастливая деревенская жизнь. В фарфоре эта эстетика проявилась особенно ярко: амуры, танцующие пары, изящные дамы и кавалеры. Именно это настроение сумел передать Франц Антон Бустелли в своих миниатюрах. Они выглядели не как холодные статуэтки, а как маленькие театральные сцены, полные движения и эмоций.

Максимилиан III
Фигурки работы Бустелли
Клеймо Nymphenberg

Все мануфактуры, о которых мы рассказали, вводили собственные клейма — знак ставили на каждое изделие, что позволяло покупателям и коллекционерам сразу определять подлинность. Так развивался немецкий фарфор: целая сеть мануфактур, каждая со своим видением, но объединённая идеей точности и высокого качества.

19-20 век: два пути немецкого фарфора

В 19 веке появились новые промышленные технологии: механические гончарные круги, печи непрерывного обжига и печатный декор — постепенно фарфор в Германии перестал быть исключительно «дворцовой» роскошью.

В этот период сформировались два направления: одни фабрики делали акцент на художественную ценность и дизайн, другие стремились выпускать более доступные сервизы для среднего класса.

Яркий пример первого направления — бренд Rosenthal. Компания появилась в 1879 году, когда Филипп Розенталь открыл маленькую мастерскую по декорированию фарфора в Баварии. Из скромного семейного дела компания за несколько десятилетий вырос в одну из крупнейших фабрик страны.

Первый громкий успех компании принёс не сервиз, а пепельница с ироничной надписью «Место для отдыха зажжённых сигар». Юмор в сочетании с классическим фарфором сделал бренд узнаваемым и показал: Rosenthal готов ломать стереотипы о «серьёзной» посуде.

Филипп Розенталь
Вид на фабрику Rosenthal в начале 20 века
Пепельница с надписью «Место для отдыха зажжённых сигар»
Филипп Розенталь младший и Энди Уорхол
Раймонд Лоуи
Коллекция, разработанная Раймондом Лоуи и Ричардом Лэтэмом

Главным отличием бренда Rosenthal был новаторский подход к дизайну. В 1961 году Филипп Розенталь-младший основал Rosenthal Studio Line — «творческую лабораторию», где над коллекциями работали Энди Уорхол, Сальвадор Дали, Раймонд Лоуи и другие культовые художники 20 века. Для фарфорового бренда это было смело и необычно: превращать посуду в арт-объекты и сотрудничать с художниками по принципу модных домов.

Одна из самых известных коллекций бренда — TAC, созданная в 1969 году Вальтером Гропиусом, основателем Баухауса. Она перевернула представление о сервизе: вместо узоров и позолоты — строгая геометрия и чистый белый фарфор. TAC стала символом дизайнерского фарфора 20 века и выпускается до сих пор.

В 1970-е Rosenthal продолжил эксперименты с формами. Финский дизайнер Тапио Вирккала создал для бренда фарфоровую вазу Tutenvase — стилизацию под смятый бумажный пакет.

В 1990-е Rosenthal начал сотрудничать с домом Versace, создав коллекции с роскошными барочными мотивами. Это был другой полюс эстетики: не минимализм, а демонстративная роскошь, которая идеально вписалась в стиль эпохи. Бренд Rosenthal показал миру, что фарфор может быть не только посудой, но и выражением художественного и дизайнерского эксперимента.

Вальтер Гропиус на фоне мануфактуры Rosenthal
Коллекция TAC
Тапио Вирккала и Филипп Розенталь-младший
Tutenvase
Коллекция La Greca Signature
Коллекция Jungle Animalier

Компания Villeroy & Boch пошла по другому пути. Мануфактура появилась в 1836 году как объединение двух семейных предприятий: мастерской семьи Бох и фабрики Николя Виллеруа. Оба бизнеса были успешны в своём деле, а их союз позволил превратить фарфоровое ремесло в индустрию.

Главным преимуществом бренда стали технологические инновации. Николя Виллеруа ещё в конце 18 века применил печатный декор — рисунок переносили на фарфор с медной пластины, что существенно удешевляло изделия.

После объединения эта практика получила широкое распространение, а фабрики Villeroy & Boch начали выпускать большие партии сервизов по доступным ценам.

В 19 веке компания стала одним из первых производителей, кто предложил фарфор для повседневной жизни, который могли позволить себе не только богачи, но и люди среднего достатка. В 20 веке сервизы Villeroy & Boch можно было найти практически в каждом немецком доме. За границей бренд Villeroy & Boch стал символом знаменитого немецкого фарфора — качественного и практичного.

Николя Виллеруа
Жан-Франсуа Бох
Фабрика  Villeroy & Boch в Метлахе
Производство
Коллекция Ivoire
Коллекция French Garden
Коллекция Gray Pearl
Коллекция Mariefleur

Современный немецкий фарфор

Сегодня немецкий фарфор активно меняется вместе с образом жизни и потребностями людей. Производители всё больше внимания уделяют экологичности и технологиям: новые энергосберегающие печи, переработка отходов.

Дизайн тоже стал другим — вместо богатой росписи и позолоты в тренде матовые бархатистые глазури, натуральные оттенки, сочетание фарфора с деревом, стеклом или металлом.

Среди ярких новых брендов — Dibbern, основанный в конце 20 века. Это один из немногих немецких производителей костяного фарфора, который традиционно ассоциируется с Англией.

Тонкий материал молочного цвета идеально подходит для изящных чайных сервизов. Немецкие производители больше ориентировались на обеденные сервизы и предпочитали более белый и плотный твёрдый фарфор.

В конце 90-х Dibbern начал производство костяного фарфора по традиционным технологиям — вручную. Костяной фарфор бренда отличается высоким качеством и красотой: он тонкий, полупрозрачный и очень прочный. Сегодня его по-прежнему производят в Германии.

Dibbern пользуется популярностью у ресторанов благодаря посуде, созданной в коллаборациях с известными шеф-поварами, а также свежим дизайнерским решениям. Например, минималистичные коллекции Black Forest и Golden Forest — белоснежный фарфор украшен тонким графичным силуэтом дерева в чёрном или золотом цвете.

Коллекция Black Forest
Коллекция Golden Forest

Немецкий фарфор — это отправная точка всей европейской истории твёрдого фарфора и один из лидеров фарфорового ремесла. Именно в Германии впервые разгадали формулу «белого золота» и построили вокруг неё целую индустрию: от секретного производства в замке Мейсена до множества мануфактур, которые задали правила качества, маркировки и серийного производства.

С одной стороны, Германия сделала фарфор частью повседневной жизни: как, например, бренды Villeroy & Boch или Rosenthal. С другой, немецкий фарфор всегда следовал трендам современного искусства: от модных фарфоровых статуэток Meissen до Rosenthal, где фарфор стал полем творческих экспериментов для Гропиуса, Уорхола, Дали и даже модного дома Versace.

Сегодня немецкие фабрики продолжают держать высокую планку. Они развивают экологичные технологии, работают с новыми покрытиями, формами и цветами, но при этом обращаются к дизайнам, придуманным ещё три века назад. Поэтому немецкий фарфор — это не один стиль и не один бренд.

Это прочный и долговечный материал, формы, которые не выходят из моды десятилетиями, и умение создавать посуду, одинаково уместную и за уютным семейным завтраком, и за роскошным праздничным ужином.

Рекомендуемые статьи