Что такое минимализм: история стиля
На рубеже 1950-60-х годов основным течением в искусстве был модернизм. Он включал в себя множество стилей и техник, которые объединяло стремление порвать с предшествующими традициями изобразительного искусства.
Модернисты отказывались от привычных цветов, правил перспективы и композиции. В их работах преобладали яркие краски, нестандартные формы, экспрессивные сюжеты. Произведения были переполнены эмоциями, метафорами, личными переживаниями автора, которые часто были непонятны простому зрителю.
Несколько примеров живописи того периода.
- Джексон Поллок, «Сближение» (1952). Это коллаж из чёрной, белой, голубой и оранжевой красок, которые разбрызганы на холст. Картина была реакцией на политическую напряженность периода Холодной войны, олицетворяла идею свободы и индивидуальности в период идеологической борьбы.
- Марк Ротко, «Оранжевый, красный, жёлтый» (1961). Представляет собой один жёлтый и два оранжевых прямоугольника на вишнёво-красном фоне. Этим полотном, как и другими работами, автор взывал к глубоким чувствам и эмоциям зрителя. Он считал, что его картины должны заставлять зрителя переживать почти религиозные откровения.
- Виллем де Кунинг, «Женщина III» (1953). Холст покрыт широкими вертикальными и горизонтальными полосами, из которых вырисовывается массивная фигура женщины с огромными глазами, золотистыми волосами и широкой улыбкой. Эта работа — часть цикла, в котором автор переосмысливал образ женщины и бросал вызов его привычному изображению.
Спустя некоторое время многие художники «устали» от подобной избыточности и стали отказываться от неё в пользу простых форм, прямых линий, монохромных цветов. Из их экспериментов и появился новый художественный стиль — минимализм.
В своих работах минималисты избегали эмоционального содержания. Глядя на их картины или скульптуры, зритель не мог догадаться о характере и личности художника — анонимность была важной чертой стиля. На первое место они ставили материал, из которого создавали объекты. И это не обязательно что-то дорогое или уникальное: для картин могли использовать обыкновенные малярные кисти и краску из строительного магазина, а скульптуры делать из алюминия или кирпича.
В 1966 году в Еврейском музее Нью-Йорка прошла выставка «Первичные конструкции: молодые американские и британские скульпторы», которая окончательно утвердила минимализм как часть мира искусства. На ней свои работы показали 42 автора. Вот несколько примеров произведений в стиле минимализм.
- Дональд Джадд, «Без названия» (1966). Это ритмическая композиция из закреплённых на стене полок, расстояние между которыми равно ширине самих полок.
- Роберт Моррис, «Без названия» (L-образные балки) (1965). Представляет собой три одинаковых фанерных многогранных блока, установленных в разных положениях.
- Рихард Артшвагер, «Стол с розовой скатертью», (1964). Скульптура представляет собой куб из дерева, в нём светлым выделены ножки стола, тёмным — пустое пространство, которое есть у привычного стола, сверху — пластиковая розовая драпировка, напоминающая скатерть.
К концу 1970-х годов минимализм стал популярным во всём мире. Стиль нашёл свое проявление не только в живописи и скульптуре, но и в архитектуре, музыке, хореографии и посуде.
Минимализм в дизайне посуды, как и в других областях дизайна, характеризуется простотой форм, отсутствием лишних деталей и акцентом на функциональности и материалах. Многие фабрики развивали это направление, приглашая к сотрудничеству ведущих художников и архитекторов.
В 1967 году немецкий бренд Rosenthal предложил архитектору Вальтеру Гропиусу создать коллекцию фарфоровой посуды, которая воплотила бы идеи функциональности и практичности. Гропиус согласился на смелое предложение бренда, и вскоре Rosenthal представил коллекцию TAC (The Architects Collaborative).
Вальтер Гропиус — популяризатор функционализма в архитектуре и основатель немецкой школы Баухаус, одной из самых значительных и революционных школ дизайна и архитектуры 20-го века. Основной принцип школы заключался в объединении современного авангардного искусства, ремесла и технологий.
Получившаяся посуда сочетала в себе основные черты минимализма. Простые незамысловатые формы, идеально-ровные симметричные линии, монохромный цвет — холодный белый без выраженного подтона. Единственный намёк на декор — ручки чайников причудливой формы. Всё в коллекции говорит о функциональности и удобстве.
Она получила престижную международную премию IF Design Award за лучший дизайн, а продолжением серии стали бокалы TAC Crystal из прозрачного стекла. Коллекция выпускается по сей день.
С новым художественным стилем экспериментировал не только Rosenthal. Даже такие консервативные бренды, как Meissen и Wedgwood, выпускали посуду с более простыми формами и минимальной декоративностью.
Причины популярности минимализма сегодня
Когда минимализм зарождался как художественное течение, он стал реакцией на экспрессию и сложность предшествующих стилей. Он предлагал унять буйство красок и форм и вернуться к простым линиям, спокойным цветам. Всё это оказалось актуальным и для 21 века.
Вторая волна популярности минимализма начала набирать обороты в конце 2010-х годов. Люди устали от яркого гламура нулевых и захотели отойти от броских цветов и переизбытка декоративных украшений. Так появился современный минимализм — стиль, который унаследовал все визуальные черты минимализма конца 60-х.
Сегодня он настолько распространён, что мы даже не замечаем, когда встречаем минимализм в интерьерах, одежде, дизайне посуды, интернет-пространстве — он стал привычным и естественным. Вот 2 основные причины, по которым это произошло.
- Минимализм универсален и практичен. Одежда в этом стиле становится основой для нескольких образов, посуда органично вписывается в любую сервировку и дизайн кухни. Это база, которая всегда актуальна и хорошо сочетается с другими стилями.
- В нём нет визуального шума. Непродуманное использование ярких контрастных цветов и разных фактур, обилие декоративных элементов, хаотичное нагромождение предметов — всё это может вызвать дискомфорт и напряжение. В минимализме такого нет, он прост и понятен.
Благодаря ощущению спокойствия, которое дают минималистичные пространства, стиль трансформировался и вышел за рамки определённой эстетики. Когда люди перегружены информацией и впечатлениями, живут в быстром темпе и постоянном напряжении, для них становится естественным стремиться к замедлению и упрощению.

Так наряду с художественным направлением появился и другой минимализм — стиль жизни. Он сочетает в себе определённую философию, мироощущение и отношение к организации быта и личного пространства. Его приверженцы окружают себя простыми и функциональными предметами без броских цветов и вычурных форм. Они сводят к минимуму не только декоративность вещей, но и их количество.
Для некоторых такая форма минимализма является даже чем-то вроде терапии: избавляясь от лишнего, люди освобождаются от груза прошлого и прокладывают себе путь в будущее. Для других минимализм становится не только эстетическим, но и этическим выбором — так люди борются с культурой чрезмерного потребления и её влиянием на экологию.
Минимализм в посуде: главные признаки
1. Простые формы и чёткие линии.
Для минималистичной посуды характерны лаконичные формы и симметричные линии — за основу берут геометрические фигуры: круги, овалы, квадраты, цилиндры.
Это прямоугольные блюда, квадратные вазы для фруктов, кружки строгой цилиндрической формы, идеально-ровные круглые или квадратные тарелки, простые овальные ручки чайников.
2. Декора немного или совсем нет.
Главное правило минималистичной посуды — декоративные элементы не должны мешать её основной функции.
Украшением могут быть линии другого цвета, повторяющие форму предмета, имитация природной фактуры или геометрический рельеф.
Например, посуда из коллекции Bahia Moonstone от бренда Degrenne выглядит так, будто сделана вручную на гончарном круге. Её главный декоративный элемент — красота «необработанного» фарфора.
3. Приглушенные натуральные цвета.
Предметы минималистичных коллекций делают однотонными, при этом используют мягкие нейтральные цвета.
Это могут быть приглушённые, ненасыщенные оттенки любого цвета: от серого и белого до розового и жёлтого. Такие тона универсальны и легко сочетаются с более яркими.
4. Универсальность.
Посуда в стиле минимализм подходит для повседневного использования и торжественных случаев.
Предметы часто исполняют разные функции, например, одна и та же тарелка может подойти для подачи нескольких блюд или заменить подстановочную. К тому же, минималистичные коллекции легко сочетаются с посудой в других стилях.
5. Функциональность.
В минималистичной посуде акцент сделан на функциональности и удобстве. Когда дизайнеры работают над новой коллекцией, то тщательно продумывают, как именно посуда будет использоваться и как улучшить её основную функцию.
Например, в бокалах Winewings от бренда Riedel плоское основание чаши создаёт максимальную площадь контакта вина с воздухом, что помогает лучше раскрыть аромат напитка и выделить минеральные ноты во вкусе.
Коротко о главном
1. Минимализм — направление в искусстве, зародившееся в 60-х годах прошлого века как реакция на экспрессию и буйство форм и красок, которые преобладали в работах того времени.
2. К концу 1970-х годов минимализм стал популярным во всём мире и нашёл своё проявление в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, хореографии и дизайне посуды.
3. В тот период многие знаменитые фабрики по производству посуды, например, Rosenthal, Meissen, Wedgwood стали производить минималистичные сервизы.
4. Современный минимализм вышел за рамки дизайнерского направления и стал для многих стилем жизни — со своей философией, принципами организации быта и подбора гардероба.
5. Как художественное решение минимализм популярен до сих пор, потому что он универсален, практичен и в нём нет визуального шума.
6. Сегодня минимализм можно встретить в интерьерах, мебели, одежде, технике и посуде.
7. Посуду в стиле минимализм отличают простые формы, чёткие линии и приглушённые натуральные цвета, практически полное отсутствие декора, функциональность и универсальность её применения.