Зарождение бренда: Томас Уайлд и Albert Crown China
История Royal Albert началась в 1896 году в Лонгтоне — одном из шести городов, которые позже объединят в один большой город под названием Сток-он-Трент. В конце 19 века это был крупнейший центр гончарного производства Англии, место, в котором развивался английский фарфор.
Здесь располагалась большая сеть мастерских, ремесленных школ и фабрик, таких как Wedgwood, Spode, Royal Worcester и другие.
Основатель бренда, Томас Уайлд, был торговцем фарфора и фаянса — он закупал изделия у местных производителей и продавал их по всей стране. По роду деятельности Уайлд много времени проводил на фабриках: наблюдал за обжигом, росписью и декорированием, общался с мастерами, владельцами предприятий и покупателями. Он видел, какие формы и мотивы пользуются большей популярностью и почему люди так ценят чайный фарфор из Англии.
Когда Уайлд решил открыть собственную фабрику, он уже понимал, в каком стиле будет его посуда. Он выбрал викторианскую эстетику — один из самых модных и узнаваемых стилей конца 19 века, сложившийся в эпоху правления королевы Виктории.
Этот эклектичный стиль отражал один из парадоксов викторианской эпохи: в обществе царили строгие нравы, а в интерьерах, напротив, ценили максимальную декоративность и выразительность.
Дома наполняли множеством деталей — сложными орнаментами, резьбой по дереву, бархатными тканями, бронзой и позолотой. Это явление получило название «страх пустоты» — в таких интерьерах свободного места почти не оставалось, всё заполняли узоры и предметы.
Главным декоративным мотивом викторианской эпохи стали цветы во многом благодаря тому, что в конце 19 века садоводство было одним из самых популярных увлечений в Англии. Любовь к растениям проникала и в интерьеры: цветами украшали обои, текстиль, абажуры, шторы — и, конечно, посуду. Поэтому романтичные ботанические узоры Royal Albert так точно вписались в английскую культурную традицию.
Фирменными узорами бренда были мелкие розы, полевые цветы, композиции в ботаническом стиле. Палитра — мягкая и светлая, с тонкими золотыми акцентами по краю. Формы ранних изделий создавали простыми, акцент был именно на рисунке.
Томас Уайлд создал свой бренд в период, когда в Англии стремительно рос средний класс — служащие, учителя, торговцы, ремесленники. Многие из них переезжали в новые пригородные районы в домики с террасой и небольшим участком, на котором выращивали цветы.
В то же время традиция five o’clock tea вышла за пределы аристократических салонов и превратилась в семейный ритуал простых горожан. Сервиз на шесть или двенадцать персон стал обязательным элементом английского быта, а спрос на красивую, но приемлемую по цене чайную посуду активно рос. Уайлд решил сделать свою посуду более демократичной по цене, чем у премиальных брендов того времени, сохранив при этом качество и эстетику.
Ранние изделия Albert Crown China можно узнать по характерным клеймам: декоративная корона, название фабрики и отметка «Longton» или «England». Такие маркировки встречаются на предметах конца 19 — начала 20 века и сегодня ценятся коллекционерами как ранние изделия бренда.
Название новой фабрики — Albert Crown China — тоже было выбрано неспроста. Слово «China» обозначало специализацию бренда — фарфор. В английском языке это слово изначально значило «китайская посуда», потому что первый фарфор привозили из Китая. Позже термин стал обозначать любой фарфор.
Имя «Albert« отсылало к принцу Альберту, супругу королевы Виктории. Его считали покровителем декоративных искусств, поэтому имя принца сразу добавляло бренду престижности, особенно в сочетании со словом «Crown» (англ. корона). В ту эпоху использовать имена членов королевской семьи было вполне обычной практикой (например, табак Prince Albert, десерт Victoria sponge или концертный зал Royal Albert Hall). Специального разрешения не требовалось, если компания не заявляла о прямой связи с двором.
Принц Альберт стал инициатором первой Всемирной выставки 1851 года. На этой экспозиции под куполом Хрустального дворца собрали лучшие изделия и технологии из десятков стран. Принц Альберт хотел продемонстрировать, что Британия — один из лидеров промышленности и дизайна, а также вдохновить английских мастеров, показывая им лучшие мировые изделия.

Компания Albert Crown China выпускала чайные пары, десертные тарелки, небольшие блюда и подарочные наборы, которые были очень популярны среди среднего класса в конце 19 — начале 20 века.
Чаще всего в набор входили две чайные пары или «тройка» — чашка, блюдце и десертная тарелка. Встречались и мини-сервизы «tea for two» с чашками, блюдцами и небольшим молочником. Большим спросом пользовались и «сладкие» наборы, состоящие из блюда и нескольких маленьких тарелок. Подарочные наборы быстро стали одним из самых востребованных товаров Albert Crown China.
Первые успехи и признание от королевской семьи
К началу 20 века фабрика Томаса Уайлда заметно выросла, и имя Albert Crown China уже стало известно во всём регионе. Одним из важных проектов этого периода стала серия памятных изделий, выпущенная в 1897 году к бриллиантовому юбилею королевы Виктории.
Коллекция привлекла внимание двора, а спустя несколько лет бренд получил королевскую грамоту с разрешением использовать в имени приставку «Royal». Так в 1904 году компания стала называться Royal Albert.
Образцы коллекции Уайлда, посвящённой королеве, до наших дней не сохранились. Подобные серии выпускались на многих британских фабриках и, как правило, включали чашки, тарелки или чайные пары с королевской символикой. На такой посуде часто изображались корона, герб, цветы (чаще всего роза, тисс или чертополох), дата рождения королевы, надписи вроде The Longest Reign или Diamond Jubilee, а иногда — портрет или монограмма «VR».
Такое разрешение королевская семья давала не всем, а только предприятиям, которые доказали качество своей продукции и стабильность работы. Для молодой фабрики это было большим успехом — официальный «королевский» статус повышал уровень доверия покупателей и выделял её среди конкурентов, которых в Стаффордшире было очень много.
В этот период английская фарфоровая промышленность стремительно развивалась, и Royal Albert быстро освоила новые технологии. На фабрике начали использовать газовые печи, а затем и электрические. Новые печи позволяли лучше контролировать температуру обжига, сократить брак и тем самым повысить качество изделий.
Вместе с технологиями развивался и ассортимент бренда. Помимо чайных пар, компания создавала чайники, сливочники, блюда для сервировки, сахарницы, праздничные наборы — всё то, что пользовалось спросом в британских домах. Эти изделия производились промышленными партиями и продавались по всей стране.

Чтобы заявить о себе, Royal Albert начала участвовать в отраслевых выставках. Например, бренд неоднократно появлялся на British Industries Fair — крупной британской выставке промышленных товаров, где производители фарфора демонстрировали свои изделия и заключали контракты с торговыми домами и экспортными компаниями.
Так Royal Albert вышла на мировой уровень, экспортируя посуду в Канаду, Австралию, Новую Зеландию и другие страны Британского Содружества, где английская культура быта была хорошо знакома и близка. Декоративная чайная посуда с узнаваемыми цветочными узорами нравилась людям, и фарфор Royal Albert постепенно приобретал популярность за пределами Великобритании.
Как бренд завоевал рынок костяного фарфора
В начале 1930-х годов Англия была увлечена костяным фарфором. Покупатели всё чаще выбирали его за прочность, лёгкость, прозрачность и тёплый молочный оттенок. Изделия из костяного фарфора выпускали такие бренды как Wedgwood или Royal Worcester, и стоили они дорого. Royal Albert увидел в этом возможность предложить покупателям английский костяной фарфор по более демократичной цене.
В составе костяного фарфора (bone china) используется костяная зола, которую получают из очищенных и измельчённых костей крупного рогатого скота. В английском костяном фарфоре процент костяной золы один из самых высоких в мире — до 40–50 %. Такой состав делает фарфор одновременно прочным и лёгким, придаёт ему полупрозрачность и характерный молочный оттенок.
Строгий контроль качества позволял Royal Albert выпускать большие партии фарфора, сохраняя характерные для бренда тонкость, аккуратность и чистоту рисунка. К середине 20 века костяной фарфор стал основным материалом, из которого создавались коллекции бренда.
С переходом на костяной фарфор эстетика Royal Albert не изменилась — новый материал лишь усилил её. Он давал более гладкую и светлую поверхность, на которой цветочные узоры выглядели чётче, а позолота — ярче. Повышенная прочность материала позволяла делать тонкие стенки и изящные формы, что идеально подходило для романтичного стиля бренда.
Спустя десятилетия Royal Albert вернулся к эстетике середины 20 века и отразил её в серии 100 Years of Royal Albert, созданной из костяного фарфора. В неё вошли дизайны, которые бренд выпускал с 1900-х до 1990-х. Коллекция стала «архивом» фирменного стиля Royal Albert. Каждый декор передаёт настроение своей эпохи и показывает, как менялся стиль бренда.
Например, в коллекции есть дизайн, который сочетает два винтажных мотива 1900-х: мелкий цветочный узор и золотые узоры на синем фоне оттенка Regency blue. Это название относится к глубокому «королевскому» синему цвету, который часто встречался на парадной посуде эпохи Регентства.
Совсем другое настроение передаёт узор Spring Meadow, основанный на эскизах 1920-х годов. Здесь исчезает парадность, характерная для раннего века, — на кремовом фоне нарисованы нежные садовые цветы: розы, фиалки, колокольчики и незабудки.
Во второй половине 40-х появляются более смелые, жизнерадостные мотивы — Serena и Corncockle. На их основе был создан этот дизайн. По краю бирюзовой середины тарелки, напоминающей озеро, изображён венок ярких полевых цветов. Благодаря этой серии многие покупатели заново открыли для себя историю Royal Albert как живую эволюцию стиля, который менялся вместе с эпохой.
Royal Albert в послевоенные годы и рождение культовых коллекций
После Второй мировой войны Англия постепенно возвращалась к мирной жизни. Люди, уставшие от многолетних лишений, стремились к простым бытовым радостям — красивой посуде, домашним сервировкам и чаепитиям. На этом фоне особенно вырос спрос на декоративную чайную посуду — ту, что отражала оптимизм новой эпохи.
Внутри компании Royal Albert тоже происходили изменения. Семья Томаса Уайлда управляла компанией более 70 лет. Но после смерти Марка Уайлда (внука основателя) перед наследниками семьи встал вопрос о распределении долей и будущем формате управления компанией.
Часть из них выступала за расширение производства и переход к более корпоративной модели управления — с профессиональным менеджментом, чёткой структурой и ориентацией на крупные рынки. Другие хотели сохранить семейно-ремесленный формат, в котором компания развивалась десятилетиями.

К этому времени Royal Albert уже был крупным и известным брендом, но растущие требования рынка делали самостоятельное существование всё сложнее. Производство костяного фарфора становилось дороже, конкуренция усиливалась, а торговые сети требовали стабильных поставок большими партиями.
Чтобы соответствовать этим условиям, фабрике была нужна инфраструктура, которой у семейного предприятия не было. Внутри семьи не сложилось единого решения о том, каким должен быть следующий этап развития бренда.
Поэтому в конце 1960-х годов бренд был продан концерну Allied English Potteries, а уже в начале 1970-х стал частью Royal Doulton Group — одного из крупнейших производителей английского фарфора.
Royal Doulton дал Royal Albert доступ к более совершенных технологиям и налаженной логистике. Это объединение позволило Royal Albert выйти на рынок США, который стал для бренда одним из самых успешных и коммерчески значимых.
В этот период бренд начал экспериментировать с дизайном. Если ранние цветочные узоры были тонкими и пастельными, то послевоенный дизайн стал более «праздничным». Теперь посуду Royal Albert украшали насыщенные оттенки розового и красного, пышные букеты и более заметная позолота.
Автором этих экспериментов был художник Гарольд Холдкрофт, который работал художественным директором компании почти 40 лет. Под его руководством бренд создал более 700 узоров, в том числе, и самые узнаваемые культовые паттерны.
Lady Carlyle стала одной из первых больших работ Холдкрофта. По краю изделий проходит розовая декоративная полоса, а в центре расположен аккуратный букет садовых цветов — роз, незабудок и мелких бутонов. Композиция обрамлена нарядными декоративными завитками и тонкими золотыми акцентами.
Дизайн вдохновлён английскими парадными гостиными 18 века, где подобные мотивы использовались в оформлении стен, мебели и декоративных панно. Этот дизайн выглядит одновременно праздничным и нежным, романтичным.
В Lady Carlyle появляется тот силуэт, который позже станет фирменным для бренда. Именно Гарольд Холдкрофт оформил его окончательно: волнистые края, плавные изгибы, «цветочная» форма чашки и изящные изогнутые ручки.
Но главное достижение Холдкрофта — серия Old Country Roses от Royal Albert — появилась в 1962 году. Этот чайный сервиз стал символом бренда и одним из самых узнаваемых образов чайного фарфора из Англии. Как говорит сам дизайнер: «Мы постарались объединить то, что нравится людям: сочетание ярких и приглушённых цветов, высокое качество и демократичную цену».
Внешне узор Old Country Roses напоминает настоящий английский сад в пышном цветении: по краю тарелок, блюдец и чашек расположены розы трёх оттенков — глубокие бордовые, нежные розовые и жёлтые с добавлением мягкой зелени. Композиция построена так, будто живые цветы лежат на стенках тарелок и чашек. Этот эффект стал фирменным для бренда и впоследствии его многократно копировали другие фабрики.
Коллекция Old Country Roses настолько популярна, что появлялась и в кино. В фильме «Как стать принцессой» есть сцена, в которой главная героиня Миа со своей бабушкой, королевой Кларисс, пьют чай именно из этого сервиза.
Благодаря красочному традиционному декору Old Country Roses стал самым продаваемым чайным сервизом в мире. Его включали в свадебные списки подарков, покупали к семейным праздникам и передавали из поколения в поколение как памятную вещь.
В эпоху послевоенного бэби-бума, когда в домах особенно ценились совместные обеды, воскресные чаепития и красиво накрытый стол, именно такие сервизы становились частью семейных ритуалов и домашней традиции.
Royal Albert в 21 веке
К началу 21 века английские фарфоровые фабрики оказались в новой реальности. Производство в Великобритании становилось слишком дорогим, рынок заполняли более доступные азиатские марки, и небольшим фабрикам всё труднее было конкурировать. Чтобы сохранить качество и остаться на рынке, многие английские бренды объединялись в крупные холдинги, разделяя производство и логистику.
Royal Albert уже входил в состав Royal Doulton Group, и в начале 2000-х эта группа объединилась с Wedgwood — одним из самых влиятельных и известных брендов английского фарфора.
Объединение с Wedgwood усилило статус Royal Albert: бренд вошёл в круг наиболее престижных английских марок фарфора. Так сформировался холдинг WWRD, объединивший Wedgwood, Royal Doulton, Royal Albert и ирландский хрустальный бренд Waterford.
Следующий этап произошёл в 2015 году, когда WWRD стал частью финского холдинга Fiskars — компании с трёхсотлетней историей, крупного игрока в сфере дизайна и товаров для дома.
Это было уже не отраслевое объединение, а переход в международную корпорацию: Royal Albert получил доступ к азиатскому рынку, глобальным сетевым магазинам (в том числе и онлайн), современной команде маркетинга и дизайна, которые по-новому работали с коллекциями бренда.

Под управлением Fiskars бренд стал не просто поддерживать существующие линейки, а целенаправленно обновлять ассортимент: выпускать переиздания архивных серий, развивать подарочные наборы, коллаборации, обновлять визуальные решения, а также расширять линейки, ориентированные на молодую аудиторию.
Одна из самых заметных современных коллабораций — серия, созданная вместе с моделью Мирандой Керр. В этой коллекции классические цветочные мотивы Royal Albert стали светлее и нежнее: мягкие оттенки, акварельные линии, изящные бабочки, которые добавляют композициям ещё больше лёгкости и романтичности. Эти изделия понравились молодой аудитории бренда и показали новое прочтение фирменного стиля Royal Albert.
Новые коллекции Royal Albert стали визуально легче и «воздушнее»: цветочные рисунки чаще располагаются по краю, оставляя много свободного пространства. Палитра сместилась в сторону более светлых и пастельных оттенков, а золотые акценты стали тоньше и сдержаннее.
Формы посуды тоже слегка изменились — появились более простые и плавные силуэты без выраженных волнистых краёв. Например, в таком стиле созданы серии Roses, Candy, Polka Rose.
Сегодня Royal Albert по-прежнему один из самых узнаваемых брендов английского костяного фарфора. Если Wedgwood ассоциируется со строгой классикой, а Royal Worcester — со сложной художественной росписью, то Royal Albert всегда был брендом душевным и романтичным, с эстетикой цветущих садов.
Он сделал декоративный фарфор доступным для среднего класса, превратил английские розы в международный символ сервировки и сохранил связь с традицией викторианской Англии. Именно это сочетание — разумная цена, узнаваемая цветочная эстетика и верность английской традиции — делает Royal Albert особенным среди всех британских брендов фарфора.






































