Сувенирная лавка в уэльской деревне
На морском побережье Уэльса среди зелёных холмов расположилась деревня Портмерион. Архитектор и рыцарь Клаф Уильямс-Эллис приобрёл этот участок земли в 1925 году — создание Портмериона стало делом его жизни.
Сэр Клаф хотел продемонстрировать гармоничный союз архитектуры с природой и воплотил его в проекте деревни. Его главным источником вдохновения стали итальянские приморские селения.
Яркие фасады домов с терракотовыми крышами, извилистые дорожки, утопающие в цветах, аккуратные сады с фонтанами в итальянском стиле — всё это сделало Портмерион популярным туристическим направлением. Именно здесь, в окружении цветущей красоты, росла Сьюзен Уильямс-Эллис, унаследовавшая от отца любовь к искусству и природе.

После учёбы в Лондоне на факультете изобразительных искусств Сьюзен вернулась домой. Вместе с мужем Оуэном они начали бизнес в сувенирной лавке Портмериона. Лавка быстро завоевала популярность у туристов, привлекая их внимание уникальными товарами. Там продавались керамические статуэтки, посуда, а также декор для интерьера.
Дизайн изделий Сьюзен разрабатывала сама — она черпала вдохновение в природе Уэльса и эстетике деревни. Они изготавливались на сторонних фабриках по её эскизам.

Успешные продажи позволили супругам купить собственную мануфактуру в Сток-он-Тренте. Сьюзен решила сосредоточиться на производстве посуды, и в 1960 году появился бренд Portmeirion. Так маленькая лавка в Уэльсе стала началом большого пути в мире дизайна столовой посуды.
Дом как цветущий сад: концепция коллекции
Идея коллекции Botanic Garden родилась благодаря случайной находке. Изначально Сьюзен задумала коллекцию на морскую тематику. В поисках подходящих гравюр она оказалась в антикварной букинистической лавке. Там она обнаружила редкое издание «Универсального гербария» Томаса Грина (1817 г.) с яркими ботаническими гравюрами. Эти иллюстрации настолько вдохновили её, что вместо морской серии посуды она создала цветочную.

Любовь к ботанике была для неё естественной: она увлекалась садоводством, её родная деревня Портмерион утопала в цветах. Великобритания, известная своими королевскими садами, усиливала эту связь с природой.
Поиски источников вдохновения продолжались. Сьюзен отправилась в Королевский ботанический сад Кью изучать архивные справочники растений. Она нашла раритетную книгу с ботаническими иллюстрациями Уильяма Кларка — они также легли в основу принтов будущей коллекции.
Кларк был известным ботаническим художником 19 века. Его детализированные иллюстрации растений отличались научной точностью и художественной выразительностью.

Как революционные идеи стали классикой
До 1970-х годов производители посуды придерживались единообразия в дизайнах: на все предметы наносились одинаковые паттерны. Сьюзен пошла против этого подхода, решив, что каждый предмет из Botanic Garden должен иметь уникальный рисунок.
Она выбирала цветы, которые часто встречались в английских садах и росли в её родной деревне Портмерион. В коллекцию вошли мак, ирис, фуксия, незабудка, цикламен, анемона, гортензия и десятки других растений.
Объединяющим элементом стал зелёный лавровый венок, который связывал разнообразные растения в единую композицию, в «цветущий сад». Ещё одна особенность дизайна — надписи с названиями растений на латыни из ботанических справочников 19 века.

Уникальность коллекции Botanic Garden
Основательница Portmeirion была не только талантливым дизайнером, но и грамотным маркетологом. Поскольку рисунок каждого изделия уникален, посуда Botanic Garden стала находкой для коллекционеров.
Она включает более 200 различных предметов. Получив одно изделие, сложно остановиться: хочется собрать весь «ботанический сад» на своём столе. Ведь каждый рисунок имеет свою историю.
Ромашка, гортензия или незабудка — рисунки делают эту коллекцию не просто посудой, а частью личных воспоминаний. Растения в дизайне Botanic Garden вызывают у каждого собственные ассоциации: одни вспоминают сады из своего детства, другие — путешествия в живописные места, третьи находят среди узоров свои любимые цветы.

Botanic Garden отличается практичностью. Посуду из фаянса можно мыть в посудомоечной машине, использовать в микроволновой печи и активно применять каждый день. Фирменная глазурь надёжно защищает рисунки от выцветания, а саму посуду — от сколов. Она сохраняет первозданный вид годами, объединяя эстетику с удобством.
Ещё одна особенность Botanic Garden — дополнительные серии. Например, Botanic Garden Exotic и Pomona.
Exotic иллюстрирует экзотические растения, не характерные для английского сада: орхидеи, цветущий имбирь, стрелицию, озёрные кувшинки. А Pomona, названная в честь римской богини плодородия, изображает сочные плоды ягод и фруктов: вишню, грушу, персики и ежевику.

В 2022 году Portmeirion отметил 50-летний юбилей легендарной коллекции. Botanic Garden стала символом бренда и классикой мирового фарфора. Спустя полвека коллекция не теряет актуальности и остается самой коллекционируемой посудой в мире.
Дизайнеры бренда продолжают внимательно изучать архивы ботанических иллюстраций и находить идеи для новых принтов. Производство по-прежнему базируется в Великобритании, а особое внимание уделяется деталям: каждый предмет проходит строгий контроль качества.
В эпоху, когда осознанное отношение к окружающей среде снова в центре внимания, коллекция Botanic Garden напоминает о том, как удивительна живая природа, как она украшает жизнь и как вдохновляет творить.