Как Моррис пришёл к искусству
Уильям Моррис родился в 1834 году в состоятельной семье брокера. Их семейное поместье в графстве Эссекс окружал величественный лес, где мальчик очень любил играть, воображая себя рыцарем. Этот детский интерес к средневековым легендам останется с Моррисом на всю жизнь, став важной частью его эстетических взглядов.
Отец Уильяма скоропостижно скончался в 1847 году. Он оставил своим детям солидное наследство, поэтому Моррису можно было не думать о деньгах, а посвятить себя учёбе. Он отправился в Оксфорд изучать архитектуру и литературу.
Студенческие годы Уильяма совпали с периодом важных изменений в английском искусстве. Всё началось в 1848 году, когда несколько студентов Королевской академии художеств объединились, назвав себя прерафаэлитами. Они ориентировались на искусство средневековья и раннего Возрождения, то есть на художников, которые творили до Рафаэля Санти. Отсюда и название объединения.

Прерафаэлиты считали существующую художественную систему в викторианской Англии закостенелой, а картины на выставках Королевской академии художеств — скучными и салонными. Они критиковали академических художников за шаблонные повторяющиеся сюжеты и нежелание пробовать новое в искусстве.
В своих работах прерафаэлиты идеализировали средневековье, вдохновлялись произведениями Шекспира и Данте, легендами о короле Артуре. Для них было важно обращение к природе, поэтому вместо работы в мастерских они писали с натуры на пленэрах. Живописи прерафаэлитов были свойственны яркие открытые цвета и декоративность.

В 2009 году на BBC вышел художественный сериал о прерафаэлитах «Отчаянные романтики». Среди героев есть и Уильям Моррис. А кроме искусства в сериале полно романтических страстей.
В начале 1850-х Уильям Моррис присоединился к прерафаэлитам. Он разделял их интерес к средневековью и идеи о влиянии красоты на нравственные качества человека. Особенно Моррис сдружился с Джоном Рёскиным, Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Бёрн-Джонсом. Кстати, Россети и подтолкнул Уильяма взяться за живопись.

От живописи — к возрождению ремёсел
Живописью Уильям Моррис увлекался недолго. Одно из его немногих законченных произведений — портрет будущей жены Джейн Бёрден в образе принцессы Изольды из легенды про короля Артура.
История Джейн и сегодня кажется невероятной. Она была дочерью конюха и прачки, не имела образования и не умела читать. Однажды Джейн вместе с сестрой оказалась на театральном представлении в Лондоне — в тот вечер в зале были и художники-прерафаэлиты.
На девушку с копной густых каштановых волос обратил внимание Россетти. Он пригласил Джейн работать натурщицей. Её необычная внешность с аристократической бледностью идеально подошла для образов средневековых героинь. Так Бёрден оказалась в среде прерафаэлитов и познакомилась с Моррисом.
В 1859 году Джейн и Уильям поженились. Художника не смутило происхождение девушки — он лично занялся её образованием. Вскоре Джейн выучила французский и итальянский, научилась играть на пианино, а со временем вошла в высшее английское общество.
С живописи Моррис переключился на идею возрождения ремёсел. Во второй половине 19 века Англия активно переходила от ручного труда к машинному производству — этот период позже назовут Промышленной революцией. Массовые товары стали вытеснять изделия ремесленников.
Похожие друг на друга фабричные вещи Моррис критиковал за отсутствие эстетики и индивидуальности. Он говорил: «унылые ряды фальшивых цветочков и листочков, которые остаётся только пересчитывать от скуки».

Моррис видел в возврате к традиционному ручному труду возможность создавать красивые и в то же время функциональные вещи.
«Человек, как и всё общество в целом, может стать лучше, если будет существовать в эстетически приятной среде. Если вся его повседневность будет окружена вещами не только утилитарными, но и приятными глазу, наполненными красотой», — считал Уильям.
«Красный дом» Уильяма Морриса и собственная фирма
Свою концепцию эстетики повседневности Моррис воплотил на практике. В 1860 году он построил «Красный дом», куда переехал вместе с Джейн.
«Красный дом» — совместный проект Морриса и архитектора Филиппа Уэбба. Двухэтажный Red House построен в готическом стиле 13 века — любимом архитектурном направлении Уильяма.
Цвет дома сам по себе стал манифестом художника. В то время в Лондоне не было принято оставлять кирпич без облицовки. Сегодня красный кирпич ассоциируется с лофтом и кажется привычным элементом дизайна, но первым его эстетический потенциал разглядел именно Моррис.
Чтобы оформить «Красный дом» в духе своих представлений о красоте, Моррис пригласил друзей-художников. Они помогли воплотить его идеи: стены украсили росписи, в окнах появились витражи, а интерьер дополнила мебель ручной работы в средневековом стиле.
Моррис понял, что создавать красоту может не только для себя. В 1861 году вместе с партнёрами он открыл фирму Morris, Marshall, Faulkner & Company, которую можно назвать прототипом дизайнерского бюро.
В компании ориентировались на работу средневековых мастерских. Всё производили вручную: витражи, гобелены, обои, мебель, фрески, ковры, керамику.
Единственное произведение мастерских Морриса в нашей стране хранится в Эрмитаже. Это гобелен «Поклонение волхвов» 1888 года по эскизу Эдварда Бёрн-Джонса. Шпалеру приобрёл коллекционер Сергей Щукин в 1902 году. Всего было выпущено 9 таких гобеленов. Один из них принадлежал Иву Сен-Лорану, сейчас он находится в музее д’Орсэ в Париже.

Со временем у компаньонов Морриса стали появляться сторонние проекты, и он решил вести дела самостоятельно. В 1875 году художник переименовал фирму в Morris & Co, это название сохранилось до сих пор.
Любопытно, что Моррис разделял идеи социализма. Он хотел, чтобы созданные ремесленниками красивые предметы для дома были доступны среднему классу.
Парадокс был в том, что товары ручной работы из-за сложности производства не могли стоить дёшево. Изделия Morris & Co покупали состоятельные люди. Этот диссонанс вызывал у Морриса внутренние переживания: романтические мечты художника о бесклассовом обществе не могли воплотиться в реальность.
Профессия дизайнер и обои вне времени
Морриса называют первым дизайнером. В 1883 году он, вступая в социал-демократическую федерацию Англии, в графе «профессия» написал «дизайнер». Впервые это слово было употреблено в качестве названия профессии. И, пожалуй, оно лучше всего отражает многоплановость деятельности Морриса.
Художник поражал современников своей неутомимостью. Он успевал заниматься делами фирмы, выступал с социалистическими лекциями, рисовал, писал книги и не забывал про семью — с Джейн они воспитывали двух дочерей.
Впечатляет и желание Морриса лично разобраться во всех процессах производства. Например, когда художник задался вопросом выпуска тканей, гобеленов и ковров, он распорядился установить в своей спальне ткацкий станок и каждое утро работал за ним. А для окрашивания нитей занимался воссозданием старинных рецептов на основе натуральных красителей.
Значительное внимание Моррис уделял разработке узоров для обоев и тканей. Всего он создал более 40 дизайнов обоев и ковров. Художник говорил, что «вещь красива, если она подражает природе». Всевозможные растительные формы стали главным вдохновением для Морриса.
Одним из первых рисунков для обоев, созданных Моррисом, стали Trellis («Решётки») 1862 года. Он вдохновлялся розами из сада возле «Красного дома». Вслед за ним появились десятки других узоров с изображением фруктов, цветов и птиц.
Свой самый знаменитый рисунок Strawberry Thief или «Земляничный воришка» Моррис придумал в 1883 году. Сюжет художник снова «подсмотрел» в саду: увидел, как дрозды воруют землянику.
Несмотря на обилие орнаментов, Моррис делал цвета своих паттернов естественными и не яркими, чтобы они не перетягивали на себя всё внимание в интерьере.
Сейчас рисунки Уильяма Морриса можно встретить не только на обоях. Они украшают постеры, текстиль, мебель для дома и общественных пространств, посуду. В 2018 году английская фабрика Spode выпустила коллекцию для чайной сервировки Morris & Co. На фарфор перенесли «Земляничного воришку» и другие узоры из архивов компании Morris & Co.
Все обои Морриса создавались вручную. Их печатали в несколько этапов на деревянных резных пластинах с помощью натуральных красителей. В палитре было 15 цветов. На изготовление обоев с одним принтом уходило около четырёх недель.
Обои с одним рисунком могли выпускать в разной цветовой гамме, как, например, «Фрукты» 1864 года. Их печатали на светлом и глубоком синем фоне. А в коллаборации Spode и Morris & Co этот узор с персиками, гранатами и лимонами предстаёт уже в новой версии — в трендовом розовом цвете.

Одним из самых узнаваемых рисунков Уильяма Морриса считается мотив «Ива». Художник создал его в 1874 году, запечатлев веточки ивы из своего сада. Практически невесомый узор создаёт эффект трёхмерности.
Обои «Ива» 1870-х хранятся в нескольких музейных коллекциях. Их можно увидеть в Метрополитен музее в Нью-Йорке и лондонском Музее Виктории и Альберта в зале, посвящённом Моррису.
Издательство и новый дом
Сейчас о Моррисе больше говорят как о дизайнере и художнике. Но при жизни он был ещё популярным писателем и поэтом.
Уильяма считают родоначальником жанра фэнтези. Большая часть его произведений — смесь рыцарских романов и волшебных сказок. В начале 20 века книги Морриса оказали большое влияние на Клайва Льюиса, автора «Хроник Нарнии». А Дж. Р. Р. Толкин называл Морриса своим учителем.
Увлечение литературой захватило Уильяма в последние годы жизни. В 1891 году он открыл своё издательство «Келмскотт Пресс». Оно находилось недалеко от нового дома художника в деревне Келмскотт.
«Келмскотт хаус» Моррис купил в 1879 году. «Красный дом» был дорогим в обслуживании, да и художник хотел подыскать более уединённое место для жизни и творчества. Кроме того в Келмскотт он перенёс мастерские по производству ковров и гобеленов. В этой деревне в Оксфордшире Уильям провёл последние 25 лет жизни.
В издательстве Моррис выпускал как свои произведения, так и книги других авторов. Они печатались вручную, а в оформлении использовалась стилистика средневековых книг. Уильям создавал шрифты и иллюстрации.
Производство книг было убыточным, хотя их ограниченные тиражи быстро раскупали коллекционеры. Но придуманная Моррисом концепция книги как цельного художественного объекта, в котором важно всё — от бумаги до шрифтов и иллюстраций, повлияла на книжный дизайн 20 века.
Уильям Моррис прожил 62 года. Его компания по наследству перешла к дочери Мэй, которая уже с 23 лет возглавляла отдел вышивки в Morris & Co. В память об отце Мэй организовала общество последователей Морриса. Оно работает до сих пор, а его музей находится в «Келмскотт хаус».
Наследие Морриса
Уильям Моррис стал идейным вдохновителем одного из важнейших художественных объединений конца 19 века — Arts & Crafts или «Искусства и ремёсла». В него входили художники, писатели, архитекторы, ремесленники.
Участники Arts & Crafts, так же как и Моррис, занимались популяризацией традиционных ремёсел — вышивки, ковроткачества, резьбы по дереву и других. В изделиях, которые создавали мастера, подчеркивались качества природных материалов, использовался растительный и анималистический орнамент.

Объединение «Искусства и ремёсла» способствовало изменению статуса ремесленника, подняв его до уровня художника. Декоративно-прикладное искусство стало цениться не меньше, чем высокие искусства вроде живописи и архитектуры.
Идеи Arts & Crafts стали популярны не только в Англии, но и почти во всей Европе и США. Объединение повлияло на зарождение модерна и принципы работы немецкой архитектурной школы Баухаус.
Философия Морриса созвучна многим современным трендам. Эстетика повседневности, использование натуральных экологичных материалов, осознанное потребление, выбор неустаревающего дизайна вместо товаров-однодневок — всё это пересекается с идеями художника.
Культовые обои Морриса узнаваемы в любом интерьере. И этим пользуются не только дизайнеры, но ещё и создатели фильмов и сериалов.
Например, в американском сериале «Мэйфейрские ведьмы» можно увидеть чуть ли не все знаковые обои Morris & Co: «Фрукты», «Земляничный воришка», «Жимолость и тюльпан» и другие. В британском фильме «Радуга» 1989 года и недавнем историческом сериале «Отель Портофино» внимательный зритель тоже заметит на стенах рисунки Морриса.
Для Морриса было важно объединить эстетику и функциональность вещей, которые окружают человека в повседневной жизни. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие промышленного дизайна. Как писал историк искусства Николаус Певзнер: «Мы обязаны Моррису тем, что жилой дом обычного человека снова стал достойным объектом мысли архитекторов». И с ним трудно не согласиться.