Мануфактуры

Vista Alegre: история первого португальского фарфора

Португальскому бренду Vista Alegre (Ви́ста Алéгре) в июле 2024 года исполнилось 200 лет. За два столетия локальная посудная фабрика превратилась в мировой бренд. Как и почему это случилось, рассказываем в статье Reywood Stories.
Содержание

Поместье, часовня, фабрика

Эта история началась с землевладельца и торговца Хосе Феррейра Пинто Басто, представителя одной из старейших португальских семей. С 1771 года его семья торговала специями, зерном, табаком и мылом из Португалии по всему миру.

Хосе успешно продолжал семейное дело. Однако в 42 года он захотел попробовать себя в новой сфере и уйти из торговли в производство. Хосе вдохновился успехом стекольной фабрики в городе Маринья-Гранде (Marinha Grande) и решил открыть свой завод по производству посуды.

Город Маринья-Гранде — центр стекольного производства Португалии. Здесь работают более 200 фабрик, поэтому он получил прозвище «Хрустальный город».

Хосе Феррейра Пинто Басто в кругу семьи
Хосе Феррейра Пинто Басто в кругу семьи

Свою фабрику он решил построить в поместье Виста-Алегре. Оно располагалось недалеко от города Ильяву и когда-то было большой молочной фермой.

Купить сразу всё поместье Хосе не мог. В 1812 году он приобрёл старинную усадьбу Эрмида, а через несколько лет — одноимённую часовню Виста-Алегре и прилегающую к ней территорию поместья.

Так бывшая ферма Виста-Алегре-да-Эрмида стала полностью принадлежать Хосе. Теперь он мог начать строительство фабрики.

В переводе с португальского alegre — это радостный, весёлый. Бренд был назван Vista Alegre (дословно «весёлый вид») по имени места, где Хосе Пинто Басто построил фабрику.

Здание фабрики Vista Alegre
Здание фабрики Vista Alegre

Королевская поддержка для фидальго

Хосе был фидальго, то есть наследственным дворянином. Такие семьи подчинялись напрямую королю Португалии. Хосе воспользовался своим положением и обратился к Его Величеству Жуану VI с просьбой — «построить большой завод по производству фаянса, фарфора, стеклянной посуды и химической переработки». В  прошении он говорил и о своих сыновьях — для Хосе было важно, чтобы они стали равноправными партнерами. 1 июля 1824 года Хосе получил Королевскую лицензию, и фабрика Vista Alegre открылась.

Королевская лицензия давала фабрике статус национальной. У таких фабрик были особые «милости и привилегии»: финансовая поддержка и государственные заказы.

Хосе начал производство со стеклянной посуды и гончарных изделий из мыльного камня — природного материала, из которого делают облицовочную плитку. Стеклянные изделия были высококачественными и разнообразными: рельефный декор, выгравированные узоры, витиеватые каёмки.

Производство хрусталя; кувшин Vista Alegre, 19 век
Производство хрусталя; кувшин Vista Alegre, 19 век

Через пять лет после выдачи лицензии Vista Alegre получила звание Королевской фабрики в знак признания своего мастерства и промышленного успеха. А в 1852 году фабрику Vista Alegre посетил португальский король Фернандо II.

Король Фернандо II (в другой транскрипции Фердинанд) очень любил музыку, рисование и даже занимался гончарным делом. Фернандо покровительствовал искусству, так что при дворе его называли «король-художник».

Фабрика как социальный проект

Когда Хосе открывал фабрику, он хотел создать целое сообщество. Его волновали и условия на производстве, и возможности для развития работников: учиться, отдыхать, проводить свободное время. Хосе хотел обеспечить «каждого одеждой, образованием, питанием и жильём».

Так появился микрогород с фабрикой в центре. Рабочим предлагали жильё, садик и школу для детей, первую медицинскую помощь. Открылся сельскохозяйственный кооператив, где продавались  продукты по доступным ценам. Также в городке были парикмахерская, пожарная бригада,  театр, хоровое общество, часовня и — уже в 20 веке — футбольный клуб.

Школа и детский сад на территории фабрики Vista Alegre
Школа и детский сад на территории фабрики

С ростом производства безопасность на фабрике Vista Alegre стала приоритетом. Работа с огнем и высокими температурами повышала риск возгораний, а ожидание пожарных издалека могло привести к катастрофе. Поэтому в 1880 году при фабрике была создана собственная бригада — первая частная пожарная служба в Португалии. Она действует до сих пор, а её история представлена в музее Vista Alegre. Среди экспонатов — ручные насосы, огнетушители, пожарные машины и амбулансы. Это напоминание о том, что история фабрики — это не только искусство фарфора, но и забота о людях, которые его создают.

Экспозиция в музее Vista Alegre, посвященная пожарной бригаде

Хосе верил, что развлечения и художественное образование играют огромную роль в укреплении общественных связей. Рабочие стали более сплочёнными, и качество работы от этого только выиграло.

Социальная концепция бренда работает и сегодня. Vista Alegre приглашает каждого, кто как-то связан с компанией, поделиться своей вдохновляющей историей. На официальном сайте есть форма, через которую каждый может рассказать, какое место в его жизни занимает Vista Alegre.

Начало фарфорового периода

«Идея фарфора» продолжала интересовать и Хосе, и его детей. Однако пока в Португалии не нашли белую глину (каолин), было невозможно производить фарфоровую посуду.

Португальские мореплаватели во главе с Васко да Гамой в конце 15 века привозили фарфоровые изделия из Китая. Однако португальцы начали сами производить фарфор позже, чем другие европейские страны — с опозданием лет на 100. В стране не было ни одного известного источника каолина и рабочей силы, которая знала бы, что с ним делать.

Аугусто, один из сыновей Хосе, особенно активно интересовался делом отца и производством фарфора. Он регулярно посещал промышленные выставки, налаживал деловые связи и ездил по европейским предприятиям.

Аугусто — сын Хосе Феррейра Пинто Басто; здание фабрики Vista Alegre

На французской мануфактуре в Севре Аугусто изучал состав фарфоровой глины, секреты мастерства и дизайны. Полученные им знания сыграли решающую роль в истории Vista Alegre и всего португальского фарфора.

Помимо деталей производства, Аугусто изучил процесс добычи каолина. Во многом именно это и помогло найти крупный источник белой глины в 1832 году к северу от города Ильяву, где и находилась фабрика.

По легенде, каолин в Виста-Алегре был найден случайно. Деревенский мальчик принёс на ежегодную ярмарку кусок белой глины, которой белили дома. Так и был открыт основной ингредиент для фарфора.

Так или иначе, Vista Alegre стала первой фабрикой, которая производила португальский фарфор. С 1832 года бренд выпускал фарфор регулярно. Изготовление  стекла же постепенно сходило на нет и в 1880 году вовсе прекратилось.

Уникальный дизайн Vista Alegre

Аугусто нанял художественных директоров из Франции и консультировался с севрской компанией. Поэтому в ранних изделиях Vista Alegre заметно сильное французское влияние. Однако очень скоро компания нашла свой уникальный стиль — фантазийный дизайн, который сильно отличался от привычного европейского фарфора.

Фарфор от Vista Alegre впитал черты традиционного искусства Португалии: много золота, яркие цвета — особенно синий, зелёный, коричневый, внимание к растительным орнаментам и украшениям в виде листьев и цветов. Насыщенность красок, акцент на декоративности отличали португальский фарфор от сдержанного английского дизайна, например, коллекций знаменитого Веджвуда.

Выразительный пример — фарфоровая чернильница «Корабль». Контрасты тёмного и белого, золотая окантовка «палубы» и всех деталей, яркий орнамент из цветов, декоративная фигурка на «корме» — «Корабль» собрал все черты, характерные для фарфора бренда.

Фарфоровая чернильница «Корабль» от Vista Alegre
Фарфоровая чернильница «Корабль» от Vista Alegre

Вскоре фарфор Vista Alegre получил мировую известность — в 1851 году бренд участвовал во Всемирной выставке в Хрустальном дворце в Лондоне. А в 1867 году компания получила международное признание на выставке в Париже.

Кризис и золотая эпоха ар-деко

На рубеже 19 – 20 веков в компании начался спад. Социальные кризисы и политические волнения в стране и мире вызвали серьёзные экономические трудности.

В 1924 году заместителем директора стал Хуан Теодоро, правнук Хосе. Он чутко чувствовал тренды времени и работал с современными стилями — ар-деко и функционализм. С этого момента бренд стал развиваться в новом направлении и наращивать продажи. Ренессанс бренда Vista Alegre произошёл благодаря верно выбранным направлениям в дизайне.

Ар-деко и ар-нуво — два стиля, которые часто путают из-за схожести названий. На самом деле они не слишком похожи. Для ар-нуво характерны плавные линии и растительные и животные мотивы. Ар-деко более геометрический и строгий.

На посуде Vista Alegre появились мотивы, характерные для ар-деко: геометрические узоры, этнические орнаменты, стилизация природных мотивов.

Чайник от Vista Alegre в стиле Ар-деко
Чайник от Vista Alegre в стиле Ар-деко

Помимо ар-деко, компания стала производить посуду в стиле функционализма. Эта стилистика предполагает максимальное удобство и комфорт. Акцент делается на простоту и геометрические формы — круг, квадрат, конус. Минимализм присутствует и в цветовой гамме.

В это же время была заложена традиция создания эксклюзивных изделий. Яркий пример — обеденный сервиз, изготовленный для королевы Елизаветы II.

Королева Елизавета II; сервиз, созданный Vista Alegre для её величества
Королева Елизавета II; сервиз, созданный для её величества

Сотрудничество с современными художниками также становилось частью ДНК бренда. Компания Vista привлекала португальских художников и архитекторов: Виктор Руссо работал с Vista в конце 19 – начале 20 века, чуть позже состоялись коллаборации с Альфредо Роке Гамейро, Раулем Лино, Дельфимом Майя.

Например, скульптор и ювелир Хуан да Сильва, работавший в стиле ар-нуво, сделал анималистические скульптуры. Позже они стали целой коллекцией забавных животных от Vista Alegre.

Скульптуры от Vista Alegre
Скульптуры от Vista Alegre
Скульптуры от Vista Alegre
Скульптуры от Vista Alegre

Архивные серии Vista Alegre 1930-х годов до сих пор вдохновляют создателей современных коллекций. Например, серия Emerald («Изумруд»). В её цветовой гамме были использованы шесть оттенков зелёного — от тёмно-травянистого до ментолового.

Геометрические орнаменты и матовое золото усиливают сходство с драгоценными камнями. Геометрия прослеживается и в форме изделий: конические салатники, треугольные ручки чашек, остроугольные носики у чайников.

Коллекция Emerald от Vista Alegre
Коллекция Emerald от Vista Alegre
Коллекция Emerald от Vista Alegre
Коллекция Emerald от Vista Alegre

Экосистема Vista Alegre

Бренд Vista Alegre всегда сохранял память о своих изделиях. Образцы продукции собирались с начала производства. Но первый музей появился только в 1947 году, в поместье Vista Alegre.

Постепенно музей расширялся. Его перевели в старые здания завода, где было достаточно места для коллекций фарфора, рисунков, документов. Но прошло целых 17 лет до момента, когда музей наконец открыли для публики.

Сейчас музей Vista Alegre — участник Европейского маршрута промышленного наследия. Музей рассказывает историю фабрики и показывает значение бренда для Португалии и мира.

Музей Vista Alegre
Музей Vista Alegre
Музей Vista Alegre
Музей Vista Alegre

Европейский маршрут промышленного наследия (European Route of Industrial Heritage, ERIH) — это информационный проект индустрии туризма. Его цель — рассказать о промышленном наследии Европы. Проект продвигает  регионы и города с промышленной историей и делает их привлекательными для туристов.

Маршрут проходит через страны: Великобританию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Германию, Францию, Испанию, Италию, Чехию, Польшу, Швецию, Норвегию, Данию и Португалию.

Бренд Vista Alegre всегда был социально ориентированным, поэтому постепенно пришёл к поддержке начинающих художников и дизайнеров. Так в 1985 году появился Центр искусства и развития (Centro de Arte e Desenvolvimento da Empresa — CADE). Он поощряет создание новых произведений дизайна и прикладного искусства.

На базе Центра раз в год устраивается экспериментальная дизайн-лаборатория. Она проводится в формате состязания между новыми талантами и опытным производителем Vista Alegre. Результат таких соревнований — лимитированные серии сервизов, коллекционного фарфора и хрусталя.

Один из ярких примеров таких экспериментальных коллабораций — коллекция Transatlantica бразильского художника и дизайнера Бруно Джахара. Её кобальтовая гамма и орнаменты отсылают к португальским азулежу — расписанным керамическим плиткам с детализированным сложным узором, где переплетаются розы ветров, морские коньки, почтовые печати, эскимо и парусные корабли.

Коллекция Transatlantica от Vista Alegre

Примерно в одно время с Центром искусства и развития был создан и Клуб коллекционеров Vista Alegre. Уже на момент открытия Клуб насчитывал 2500 человек. Участники Клуба первыми получают доступ к новым коллекциям, а также скидки и возможность приобретать ценные коллекционные образцы.

В 2015 году свои двери открыл новый пятизвёздочный отель Montebelo Vista Alegre. Он расположен на набережной в заводских кварталах, рядом с часовней Богоматери Пенья-де-Франса, театром и музеем. Так осуществилась задумка создать целую экосистему, единое пространство, которое объединяет многогранное наследие Vista Alegre.

Пятизвёздочный отель Montebelo Vista Alegre
Пятизвёздочный отель Montebelo Vista Alegre

Возвращение хрусталя

Vista Alegre с конца 19 века приостановила стекольное и хрустальное производство, сосредоточившись на фарфоре. В отличие от другой португальской компании, Atlantis Group, которая выпускала изящную посуду и предметы декора из стекла и хрусталя с 1944 года.

В Португалии компания стала известна как один из крупнейших производителей высококачественного свинцового хрусталя. Atlantis быстро получила мировое признание благодаря строгому контролю качества, инновационным технологиям и мастерству стеклоделов.

В мае 2001 года произошло слияние Vista Alegre и Atlantis Group, и появилась группа компаний Vista Alegre Group (VAA Group). Это событие вернуло в ассортимент бренда стеклянную посуду и хрусталь.

Хрусталь Viata Alegre

Объединённая группа стала крупнейшей по производству посуды в Португалии и шестой в мире в этом секторе. VAA Group начала работу в гостинично-ресторанном бизнесе, запустила проект по разработке посуды и стекла для элитных ресторанов, в котором участвуют известные шеф-повара со всего мира.

Летом 2024 года португальский футболист Криштиану Роналду приобрёл 30% акций испанской дочерней компании Vista Alegre Group. Спортсмен сказал, что это отличная возможность продвинуть бренд своей родной страны. Кстати, семья Пинто Басто напрямую связана с распространением футбола в Португалии. Правнуки Хосе Пинто Басто, основателя Vista Alegre, в 1886 году привезли в Португалию первый футбольный мяч. А 22 января 1889 года именно они организовали в Лиссабоне первый футбольный матч.

Бренд сегодня: современные коллекции

Vista Alegre продолжает выпускать яркие коллекции из фарфора. Как и 200 лет назад, особое внимание бренд уделяет коллаборациям с известными дизайнерами, художниками и даже модельерами. Например, коллекция Herbariae с растительными мотивами разработана вместе с домом высокой моды Christian Lacroix (Кристиан Лакруа).

Коллекция Herbariae от Vista Alegre и Christian Lacroix

Работая с модными дизайнерами, бренд не забывает об архивных коллекциях золотой эпохи ар-деко. Коллекция Carrara разработана французской художницей и дизайнером Колин Ле Кор. Контрастный чёрно-белый дизайн, геометрические треугольные орнаменты, стилизация под каррарский мрамор, ручное декорирование золотом — всё это напоминает театральные костюмы и интерьеры 30-х годов.

Коллекция Carrara от Vista Alegre

Благодаря сотрудничеству с французским дизайнером Сэмом Бароном в 2011 году появилась изящная коллекция Ornament. Посуда простая и одновременно необычная: полностью белый фарфор украшен рельефами, которые повторяют лепнину дворца Vista Alegre.

Коллекция Ornament от Vista Alegre

Креативный кластер и утка как талисман бренда

Vista Alegre сегодня — это не только производство фарфора и культурное пространство, но и креативный кластер. Бренд оказывает поддержку IDPool — творческой лаборатории и производственному центру фарфора, хрусталя и керамики, созданному на базе фабрики.

IDPool — это место, где дизайнеры, художники, архитекторы, модельеры со всего мира обмениваются опытом и идеями, а молодые таланты развивают свои проекты.

Участники творческой лаборатории работают в самом сердце Vista Alegre, в городе Ильяву. IDPool бесплатно предоставляет комфортное жильё и все технические возможности для работы. Заявки отбирает комиссия, которая оценивает оригинальность, актуальность и инновационность творческих проектов участников.

В 2024 году в честь 200-летия бренда Vista Alegre итальянские художники Алессандро Лецис и Алессандра Панцери, известные под псевдонимом Ale-Ale, выпустили «Время утки» (Duck-time).

Тарелка-календарь от Vista Alegre с изображением утки
Тарелка-календарь с изображением утки

Это тарелка-календарь с изображением утки — первого символа и талисмана Vista Alegre. Утка — птица, которая может и летать, и плавать, и ходить, поэтому она стала символом стойкости и гибкости. Именно эти качества помогли бренду пройти все кризисы, отпраздновать свой двухсотлетний юбилей и мечтать о будущем.

Рекомендуемые статьи