Что такое фаянс и как он появился
Фаянс — это разновидность тонкой керамики, покрытой глазурью. История этого материала уходит в глубокую древность. Его прототип изготовляли ещё в Древнем Египте из кварца, щелочных солей и извести.
Из фаянса получались предметы, покрытые яркой глазурью голубого или бирюзового цвета. Возможно, так египтяне пытались имитировать редкие драгоценные камни вроде бирюзы. Изделия из египетского фаянса — например, амулеты в виде животных — считались магическими и очень ценились. Такие предметы служили больше декоративным, чем бытовым целям.
Статуэтка бегемота из голубого фаянса — неофициальный маскот Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Сотрудники музея дали ему имя Уильям. Бегемота обнаружили в 1910 году в гробнице древнеегипетского государственного чиновника по имени Сенби. Возраст Уильяма — около 4 тысяч лет.
Фаянс же в современном понимании, то есть изделия из натуральной глины, начали производить в Средние века в Европе. Первым европейским фаянсом была майолика — белая глиняная керамика, украшенная ярким цветным узором. Её изготовляли в Италии с 14 века.
Мастера майолики обжигали посуду дважды. После первого обжига предмету давали время остыть, а затем окунали в чан с глазурью. После чего изделие расписывали водяными красками и повторно отправляли в печь. Важное для того времени новшество в том, что итальянцы использовали оловянную глазурь — плотную, белого цвета. Она скрывала под собой естественный цвет глины и создавала идеальный фон для росписи.
Майолика служила в основном декоративным целям, поэтому и роспись была соответствующей. Изделия походили на фрески: их украшали сюжетами из Библии, мифологии, а также сценами, вдохновлёнными классическими картинами.
Один из главных центров производства майолики — итальянский город Фаэнца. Оттуда посуду экспортировали в другие части Европы. Она пользовалась большой популярностью — такой, что со временем почти всю керамическую посуду с оловянной глазурью стали называть фаянсом (слово созвучно с названием города).
Эта керамика пришлась по вкусу и французам. Первые фаянсовые фабрики появились во Франции в 16 веке. Поначалу местные мастера стремились подражать итальянским коллегам и копировали их стиль.
Похожую на майолику керамику производили в Руане, Невере и Лионе. Некоторым вскоре удалось выработать свой собственный стиль — например, Руану. Уже в 18 веке в городе произошёл настоящий расцвет производства: здесь одновременно работали более 15 фабрик. Руанскую посуду того времени можно распознать по синим ажурным ламбрекенам.
Ламбрекены — это декоративные узоры, имитирующие ажурную вышивку. Ими могли украсить весь предмет целиком или же наносить орнамент лишь по краям изделия. Чаще всего для этого использовали синие краски.
Производство фаянса развивалось и в других странах Европы. Так, в 18 веке англичанин Джозайя Веджвуд, один из главных новаторов в мире керамики, разработал первый рецепт «тонкого фаянса».
Он экспериментировал с составами, глазурями и техниками обжига и в конечном счёте представил свою «кремовую посуду» (Creamware). Этот материал был легче и тоньше производимого тогда фаянса, а также отличался более светлым кремовым оттенком и гладкой текстурой.
Считается, что Веджвуд использовал для его создания глину из Стаффордшира и молотый кремень. Позднее он также стал добавлять в рецепт каолин (белую глину), которая придавала фаянсу бóльшую прочность и белизну.
В 1765 году Веджвуд представил свой кремовый фаянс королеве Шарлотте. Та в знак признания заказала у мануфактуры чайный сервиз. Позднее с одобрения королевского двора Веджвуд стал называть материал Queen's Ware или фаянс королевы.
Во времена правления Екатерины Великой английский фаянс широко экспортировался в Россию. Его поставляли Wedgwood, Spode, Charles J. Mason и другие крупные мануфактуры. Многие фабрики делали посуду под заказ для российских монархов. Например, Wedgwood изготовил в 1774 году знаменитый сервиз «Зеленая лягушка» для самой императрицы.
В конечном счёте популярность фаянса в России подтолкнула страну к развитию собственного производства. Первые фаянсовые фабрики открылись в 19 веке. Одну из них основал в 1809 году аптекарь из Германии Фридрих Бриннер. Уже через год Конаковский фаянсовый завод перешел аптекарю Андрею Ауэрбаху, а затем сменил еще несколько владельцев.
Если в начале в дизайне фабрики доминировали растительные мотивы и ламбрекены в европейском стиле, то позднее, в советский период, стиль Конаковского завода сместился в сторону натурализма. Мануфактура выпускала посуду со сценами из повседневной жизни народа, а также фигурки в виде животных, детей и персонажей русских сказок.
Как производят фаянс
Именитые фабрики не любят раскрывать рецепт своего фаянса. Например, французская мануфактура Gien держит его в секрете уже более 200 лет. Известно, что в основе состава фаянса (как и фарфора) — белая глина, кварц и полевой шпат с некоторым содержанием примесей.
Посуда из фаянса проходит несколько обязательных этапов: замешивание фаянсового «теста», формовка, глазурование и два (или более) обжигов.
Для замешивания «теста» у мануфактуры Spode есть специально отведённое место — Slip House. Здесь гончары подготавливают глину для последующих этапов производства. Всего фабрика использует около 29 тонн глины каждый день.
После замешивания «теста» и придания формы заготовку отправляют на первый обжиг. Чаще всего он проходит при температуре 1145 градусов. Затем изделие покрывают глазурью и снова обжигают — обычно при 1045 градусах.
На оборотной стороне некоторых фаянсовых изделий можно заметить небольшие бугорки — это не брак, а особенность производства. Такие бугорки появляются в процессе обжига: посуду помещают в печь на специальных подпорках, и в местах соприкосновения остаются характерные отметины.
Теперь можно приступать к декорированию. Кроме непосредственно ручной росписи, есть несколько способов нанести рисунок на изделие.
- Деколирование, или деколь. Рисунок переносят на изделие со специальной бумаги.
- Тампопечать. Узор переносят с гравированной металлической пластины (клише) при помощи эластичной силиконовой формы.
- Хромолитография. Это способ переноса цветного рисунка слоями — для каждого цвета используют отдельную печатную форму.
Декорируют посуду до или после покрытия глазурью. В первом случае рисунок сначала не видно под слоем глазури: он проявится только после того, как выйдет из печи после второго обжига.
Этап декорирования не менее важен, чем выбор формы или материала будущего изделия. А иногда рисунок может сыграть ключевую роль в успехе коллекции. Так произошло с серией Botanic Garden от английской мануфактуры Portmeirion.
В начале 1970-х годов было принято украшать все предметы в коллекции повторяющимся мотивом. Основательница Portmeirion Сьюзен Уильямс-Эллис пошла против этого правила. Вдохновившись красотой английских садов, Сьюзен предпочла наделить каждое изделие в серии Botanic Garden индивидуальным рисунком.
На одних — ромашки, на других — гортензии и незабудки: каждое изделие словно часть цветущего сада. Коллекция стала самой популярной в мире среди «ботанической» посуды и со временем превратилась в настоящий объект коллекционирования.
Чем фаянс отличается от фарфора и других материалов и что лучше
Температурой обжига. Фаянс обжигают при более низкой температуре, чем фарфор, поэтому он уступает ему по прочности. Но это не значит, что фаянс — хрупкий материал. Он всё так же устойчив для повседневного использования.
Цветом. Фаянс имеет тёплый белый цвет с кремовым подтоном. Фарфор же в зависимости от разновидности может быть кипенно-белым с холодным голубым подтоном (как лиможский) или мягким молочным (как костяной).
Толщиной и весом. Фаянсовая посуда тоньше и легче, чем другие виды керамики. Она также отличается меньшим водопоглощением. При этом фаянс, как правило, массивнее фарфора. Но здесь могут быть исключения.
Например, Gien называет свой фаянс «тонким»: он действительно тоньше традиционного фаянса и по этой характеристике близок к фарфору. Еще одно исключение — «королевская» серия Edme Cream от Wedgwood. Она тоже тоньше обычного фаянса.
Звуком. При лёгком постукивании фарфор издаёт чистый, мелодичный звук. У фаянса звук более глухой и короткий.
Уход за фаянсом
Как и у любой другой посуды, у фаянса есть свои особенности ухода. Соблюдение простых правил поможет сохранить его внешний вид и продлить срок службы.
- Посуду из фаянса нельзя замачивать.
- Лучше мыть в тёплой воде комнатной температуры.
- Нельзя использовать кислоты, отбеливатели и абразивы.
- Можно мыть в посудомоечной машине на деликатном режиме.
- Можно использовать в микроволной печи.
- Важно: фаянс чувствителен к перепадам температуры. Поэтому его нельзя отправить в микроволновку сразу после холодильника. Дайте посуде время, чтобы отогреться. Иначе она может покрыться кракелюром.
Фаянс нередко считают слишком хрупким для повседневного использования, но это заблуждение. При бережном обращении фаянсовая посуда может прослужить не один десяток лет — ничуть не уступая фарфору.